Мир матушки Химавати - статьи

 

 

КАК ПРИБЛИЗИТЬСЯ К КРИШНЕ

 

Господь в сердце, и поэтому путь к Нему не далек. Но мы часто отвергаем Его по собственному желанию, потому что не понимаем Его планов по отношению к Нам и осуждаем Его за то, как Он обращается с нами. Таким образом мы делаем свой путь к Нему невыносимо длинным.

            Часто мы оказываемся в очень сложных ситуациях, когда испытывается наша духовная сила. Нам кажется, что это испытание невероятно сложное и оно нам не по силам, поэтому мы гневаемся на Бога за то, что Он устраивает нам Его. Нам хочется, чтобы духовная жизнь была более легкой, но она сложна. 

Каков же вывод? Вывод таков, что не следует ожидать, что духовная жизнь будет легкой. И еще – нужно принимать тяжелые испытания, которые Он посылает нам, как должное. Только в таком случае у нас будет шанс пройти через все эти испытания.

            Эти выводы были сделаны мной во время чтения книги «Сострадание вайшнавов» Сатсварупы даса Госвами, действующего гуру ИСККОН, а также после того, как я прочитала несколько ответов на вопросы, заданные Харикеше прабху, который был гуру, но покинул ИСККОН. Он фигурирует теперь под другим именем, предлагая людям психологическую помощь и излагая специфические взгляды, которые несколько отличаются от того, чему учит Шрила Прабхупада.

В своей книге Сатсварупа дас Госвами описывает сложные ситуации в духовной жизни, с которыми столкнулся он сам и поколение старших преданных, которое предшествует нашему. Харикеша прабху косвенным образом делает то же самое.

Сопоставляя свой опыт с опытом других, а также основываясь на шастрах, мы можем прийти к выводу, что такие ситуации являются закономерными. Кришна не дает нам легких путей. Порой кажется, что Он устраивает для нас нечто непостижимое, и мы ломаем голову, пытаясь понять, зачем Он это делает.

Но, как сказала одна гопи из книги Его Святейшества Шиварамы Свами «На парайе `хам»: «Здесь [во Врадже] ничто не является непостижимым, но все зависит от любви». Для того чтобы понять замысел Господа в отношении нас, нам просто не хватает любви. Это единственное, чем нам необходимо обладать, чтобы осознать смысл Его шагов по отношению к Нам.

 

            Итак, теперь подробнее.     

 

 

            Трудности, описанные Сатсварупой дасом Госвами

 

Основная тема, которую обсуждает Сатсварупа Махараджа в упомянутой книге – сострадание. И в самом начале своих рассуждений он замечает,  что, прежде чем стать сострадательным к другим, мы должны научиться состраданию к самим себе.

Он указывает, что преданные порой не щадят самих себя и в результате становятся жертвами своего негуманного отношения к самим себе. Таким образом они обрекают себя на страдания. Негуманное отношение к себе, в частности, проявляется в подавлении собственной природы.

 

Вот цитата:

 

Многим из нас потребовались годы душевных страданий (и издевательств над другими), годы показного отречения, фанатизма и лицемерия, прежде чем мы смогли признать те стороны своей личности, которые, возможно, были лучшим из того, что мы имели. Разумеется, нам чаще всего было просто необходимо отказаться от них, чтобы в конце концов научиться использовать свои таланты, осознать их ценность и развить желание задействовать их в служении Кришне. Сейчас мы стали старше. У нас нет уже прошлого юношеского задор и идеализма, и те из нас, кто пережил это испытание в своей попытке предаться Кришне, сами прошли через многое и дали такую же возможность окружающим. О, если бы мы раньше установили ту связь, к которой стремились, и не разбрасывались собой так безрассудно! Если бы только окружающие преданные не были к нам столь требовательны мы бы избежали стольких бед и изнеможения. Но мы были неспособны и этого не сделали. Многие из нас фанатично отвергли свое прежнее «я» как нечто несущественное. Всё это было необходимо для нашего становления. И сейчас кажется уместным проявить к себе сострадание и, почувствовав, что время пришло, сделать шаг вперед. Когда мы станем настолько сострадательными к себе, мы научимся в такой же степени сострадать и другим.

 

Эти высказывания наиболее понятны в контексте личности самого их автора. Если кто-то не знает личных обстоятельств, я попытаюсь коротко их изложить. В своих письмах к ученикам  Сатсварупа Махараджа объяснял, что его хронические головные боли имеют психологические причины. Какое-то время  в служении Кришне он был вынужден заниматься не тем, к чему склонен по психофизической природе. Хотя он не склонен руководить, он был вынужден это делать. Кроме того, он несколько изменил самому себе даже в выборе литературных форм, к которым он склонен как писатель… По прошествии времени, он перестал заниматься управлением и вернулся к излюбленным литературным формам – поэзии и спонтанным записям, вместо философских трудов. Но он считает, что в какой-то мере заплатил за свои жертвы собой здоровьем.

Выше он косвенно описывает период, через который прошел не только он, но и многие преданные – период, когда они как бы отказались на время от своего «я», чтобы по прошествии времени вернуться к нему. Как он указывает, обычно это стоит человеку больших жертв – как физических и моральных. Обстоятельства, при которых это все происходило, описываются как сопряженные с определенным давлением со стороны окружающих. Однако Сатсварупа Махараджа объясняет, что это только поверхностные причины. В реальности, истинный смысл того, что человек чрезмерно жертвует собой, в том, что не развит его духовный вкус.

Это легко аргументировать. В действительности, если человек утвердился в своих отношениях с Кришной и хорошо знает, как он может доставить Кришне удовольствие, он не станет делать ничего такого, что противоречило бы этому принципу. И он не уступит никакому давлению и не нарушит своей цельности. Во всех обстоятельствах он останется самим собой.

Вот как аргументирует это сам Сатсварупа дас Госвами, называя жертвы  естественными сторонами собственной личности «бездумными» и относя к таким жертвам жертву своей садханой,  здоровьем и чувством собственного достоинства:

 

Самопожертвование необходимо, но, как и все остальное, его нужно учиться уравновешивать состраданием к себе. По крайней мере, не нужно приносить жертвы бездумно. Например, не следует жертвовать садханой ради работы. Аналогичным образом, нельзя жертвовать здоровьем и чувством собственного достоинства. Часто мы говорим, что приносим садхану в жертву, чтобы более полно посвятить себя миссии, хотя в действительности причины могут быть иными. Неспособность повторять шестнадцать кругов и следовать четырем принципам обычно не связана с тем, что у нас слишком много работы. Скорее мы полагаем (по всей видимости, правильно), что наш труд – это единственное стоящее подношение, на которое мы способны. Нам может просто не хватать веры в слушание и повторение.   

 

Это выводы, сделанные из ошибок. Ошибка – это означает, что личность не знает, как поступать (не имеет устойчивого опыта правильного поведения) и поступает не так или не совсем так, как следовало бы. В данном случае речь идет об ошибочном опыте, в результате которого личность приходит к правильным выводам.

Но, пока мы переживаем сложный опыт такого рода, то есть пока мы поступаем не совсем так, как следовало, и являемся жертвами своего невежества – это и есть тот самый период испытаний, о котором я написала выше. Хотя мы должны были поступить правильно, то есть не нарушая никаких законов духовной жизни, мы в большей или меньшей степени нарушаем их, сталкиваемся со страданиями… и, как было сказано вначале, мы можем разгневаться на Бога и обвинить Его в том, что с нами происходит. Мы можем предъявить Ему счет, основная часть которого будет состоять в том, что Он не позаботился о том, чтобы эта ошибка не была совершена.

Неофит, то есть преданный, который не знает, как пройти не порезавшись по пути преданного служения, подобному пути по лезвию бритвы, мог бы предъявить Богу претензии в том, что Тот не гарантировал ему достаточной заботы и защиты, не уберег его от ошибки и от пореза.  

Но, вместо того, чтобы обвинять Бога и предъявлять Ему счет, как свойственно неофитам, мы должны подняться на ступень выше и сделать выводы из тех ошибок, которые совершили вследствие своей незрелости и неопытности.

Если бы Господь не надеялся, что мы с честью пройдем через испытание, которое Он устроил нам, то Он не предлагал бы нам пройти через него. Господь не дает нам испытаний, который нам не по силам. Нам нужно лишь быть настроенными на личные отношения с Ним и на то, что каждая ситуация, которую Он устраивает для нас, – это Его шаг к развитию отношений с каждым из нас. Если мы будем настроены таким образом, то мы будем проходить через сложные испытания с гораздо меньшими потерями.

В действительности, за каждой нашей ошибкой в духовной жизни – за каждой «бездумной жертвой» стоит непонимание того, что за всякими обстоятельствами, в которых мы оказываемся, стоит Он сам. Задача, которую  Он перед нами ставит, – суметь увидеть это, а также понять, в чем суть экзамена, которому он нас подвергает.

В случае, описанном выше Сатсварупой дасом Госвами, Кришна подвергал испытанию осознание преданными важности садханы, важности того, чтобы следовать своей дхарме (сва-дхарме), а не пытаться следовать чужой, а также важности понимания того, что нужно поддерживать свое тело в гуне благости, не совершая таких действий, которые бы приводили к его разрушению.

Преданный не должен жертвовать своим здоровьем, не должен изменять себе, не должен отклоняться от основных принципов духовной жизни, к которым относится внимательное слушание о Кришне и воспевание его – и именно такого поведения ожидал от него Господь. Все наставления о том, что нужно поступать именно таким образом, а не каким-то еще, были им уже получены и не от кого-то, а от самого Шрилы Прабхупады, и все же из-за своей неопытности не все преданные смогли последовать этому совершенным образом. Поэтому они понесли некоторые потери.

В данном случае мы имеем дело с ситуацией, при которой преданные в конечном счете прошли испытание, устроенное им Господом, хотя и не без потерь.

Другой случай, который я упомянула выше, кажется сопряженным с гораздо большими потерями. Речь идет об опыте Харикеши прабху.

В текстах, написанных им в последнее время, Харикеша дас так или иначе описывает свой опыт ошибок в духовной жизни. Отвечая на вопрос

 

План Господа в отношении каждого из нас

 

Совершенный пример приближения к Господу

 

Где же тот пример, которому мы можем последовать? Ачарья, который учит этому собственным примером.

 

Поскольку в этой статье я прибегаю к примерам личностей, которые являются нашими современниками, то и в этом случае я приведу такой же пример. Совершенный пример того, как нужно покоряться воле Господа и действовать в унисон с ней, – Бхакти Тиртха Свами.

 

Он показывает, как ум мешает нам принять Господа. Но нужно сосредоточивать ум с помощью благодарственных молитв, благодаря за все дарованные им испытания.

 

Если вы послушаете его запись….. 5 августа, то его разговор с Богом перемежается рыданиями, но в нем не содержится спора или разногласий в отношениях с Богом. Мы должны рыдать, мы можем переживать испытание, которое Он послал нам, как невероятно трудное, но мы не должны отвергать план Господа в отношении нас, потому что, только последовав ему, мы сможем удовлетворить Его. Это наш единственный шанс.

Собственно, в своих семинарах, прочитанных несколькими годами ранее, Бхакти Тиртха Махараджа учил тому же, чему и в своей «Последней медитации»… а именно тому, как принимать все, что приходит от Господа с благодарностью, не обращая внимания на уловки своего ума, который пытается помешать нам принять с планом Господа.

 

План Господа в отношении меня

 

Что касается моего личного опыта, который я сопоставила с тремя описанными  выше, то он состоит в следующем. По воле Кришны я нахожусь в положении, когда я не могу часто общаться с духовным учителем. Кроме того, мой гуру не повторяет свои наставления несколько раз. Обычно мне удается услышать от него наставления, связанные с моей личной духовной жизнью, только один раз. Потом, из-за сложившихся обстоятельств, я долгое время не могу ни задать ему вопроса, ни получить ответа. Все, что от меня требуется, это осознать те  истины, которые им были произнесены, а также последовать им.

Поскольку у меня есть склонности, присущие обусловленной душе, я испытываю трудности с тем, чтобы оставаться сосредоточенной на его наставлениях и в результате невольно отклоняюсь от его наставлений. Мне кажется, что, если бы у меня была возможность общаться с гуру чаще, я была бы застрахована от неправильного поведения и ошибок.  Это периодически вводит меня в состояние, когда я жалуюсь и отчаиваюсь.

Кроме того, я очень страдаю от разлуки с гуру. Тяжесть от того, что я не могу совершенным образом выполнять его наставления, сочетается с тяжестью, которую я испытываю от того, что не могу увидеть его, услышать его живую речь и увидеть пример вайшнавского поведения, который способен в высшей степени вдохновить меня – сильнее, чем чей-либо еще.

Однако если исходить из всего вышеизложенного, сетования по поводу сложившихся обстоятельств это и есть зародыш ошибки, который может привести к душевным порезам, кровопролитию, страданиям и т.п. Нам нужно принимать подобные ситуации такими, какие они есть, и стараться с честью пройти это испытание, которое, без сомнения, нам по плечу, а иначе Кришна не послал бы  его нам. Всякий раз, когда мы хотим обвинить Его или найти какой-то недостаток в Его плане относительно нас – мы совершаем ошибку. Но Его план в отношении каждого из нас – безошибочен. Он хочет, чтобы мы приложили все силы, чтобы пройти испытание, устроенное Им. Он желает, чтобы мы проявили в отношениях с Ним максимум сосредоточенности и любви. Конечно же, Он ожидает не малого, но мы знаем, что награда, которая ждет нас в том случае, если мы это сделаем, – тоже немалая. – Это наши отношения с Ним, основанные на взаимной любви.

 Может казаться, что задача, поставленная Им перед нами, – сверхчеловеческая, и, думая так, мы можем отказаться от ее выполнения. Но, если мы хотим приблизиться к Нему, нам не следует делать этого.  Никогда не следует отказываться от Его тщательно продуманного плана, как приблизить нас к Нему, поскольку этот план – единственный верный. Альтернативы этому плану просто нет.

 

 

 

Hosted by uCoz