Мир матушки Химавати - статьи                            

                                                                                         

                                                                                РАЗГОВОР С ДРУГОМ

 

(ХИМАВАТИ ДАСИ)

 

Дорогой друг, послушай, пожалуйста, одно из суфийских сказаний Идрис Шаха. Я перескажу тебе его.

                                                                       * * *

 

ВОРОТА В РАЙ

 

Жил-был добрый человек, который всю жизнь следовал высоким заповедям, ибо надеялся после смерти попасть в рай. Он щедро подавал милостыню нищим, проявлял любовь к ближним и служил им. Помня о важности терпения, он стойко переносил тяжелые испытания, которые приходили к нему по судьбе, и часто жертвовал собой ради других. Иногда, в поисках высшего знания, он устремлялся в дальние страны. Его поведение и качества были такими совершенными, что он даже прославился.

 

Среди всех его добродетелей был один недостаток – невнимательность. Казалось, что это было ничто по сравнению с его достоинствами. Однако случалось и такое, что он оставлял без помощи людей, которые нуждались в ней, потому что не замечал их нужду. Иногда он забывал о необходимости проявлять любовь и служить другим из-за того, что был поглощен личными нуждами и желаниями. Он любил поспать и нередко засыпал именно в те минуты, которые были благоприятны для постижения духовных знаний. Иногда он ложился спать, когда у него была возможность увеличить количество добрых дел – и пропущенные возможности уже не возвращались.

 

Невнимательность оказывала на его "я" не меньше влияния, чем его благие качества.

 

И вот наконец он умер и отправился в райскую обитель. В пути он остановился, чтобы испытать свою совесть. Заглянув внутрь себя, он решил, что вполне достоин рая. Достигнув райских врат, он увидел, что они закрыты, и вдруг услышал голос, обращенный к нему: "Будь внимателен: ворота открываются только раз в сто лет".

 

Праведник устроился неподалеку ждать, предвкушая, как попадет в рай. Но, поскольку в тот момент он был ничем не занят, он заметил, что ему трудно следить за воротами. В течение некоторого времени он пытался преодолеть себя. Это время показалось ему вечностью, но потом он поник головой и задремал. В этот миг ворота широко распахнулись и тут же закрылись с таким грохотом, который мог бы разбудить мертвого.

 

                                                                       * * *

 

Мой друг, эта история хороша тем, что помогает увидеть, каковы отношения многих из нас с Богом. Например, мои. Во время наших разговоров я часто жалуюсь тебе на то, что мне не хватает Кришны. Услышав эту историю, трудно не понять, как мы сами себя обкрадываем, не отдавая все свое внимание Ему. Многое отвлекает нас от Кришны.

 

Праведник, о котором рассказывается здесь, хотел попасть в рай. Я же вижу в нем нас – идущих по пути в духовный мир. Подобно ему, мы совершаем много добрых дел – и трудимся ради Бога, и путешествуем с духовными целями. Но в уме сохраняется низший вкус – вкус к наслаждению без Бога. Мы не преодолели его, поэтому живем не только для Кришны, но и, слишком часто, – для себя. Поскольку мы не отрешились в полной мере от корыстных интересов, преданное служение иногда привлекает нас, а иногда – нет. Таким образом мы упускаем какую-то часть времени, которую можно было бы занять в преданном служении. И вот, когда приходит час войти в духовный мир, у ворот, ведущих туда, мы начинаем дремать. Нам не хватает рвения и желания войти туда. Нам не хватает способности осознать, сколь редка эта возможность. Пожалуйста, помолись Кришне о том, чтобы мне хватило рвения в духовной жизни, чтобы не пропустить свой редкий шанс, а я помолюсь за тебя. Разговаривая со мной о Кришне, ты помогаешь мне сосредоточиться на Нем. Спасибо тебе за это.

 

Порой, жалуясь тебе на то, что мне не удается сосредоточиться на Кришне, я сетую на обстоятельства, но эта история показывает: если что-то не получается в духовной жизни, не стоит жаловаться на что-то и кого-то еще, кроме себя.

 

Что касается меня, то мне свойственно начинать какие-то дела для Кришны, но не доводить их до конца из-за ложного ощущения, что я от Него, в общем-то, не завишу. Похоже, это еще одно проявление невнимательности – пожалуй, Он ждал от меня разного служения, которое не было мной до конца исполнено, и каждый раз, когда я бросаю его из-за своей невнимательности, я обижаю Его.

 

Ты знаешь, я очень часто жалуюсь тебе на то, что мне не хватает Кришны. И я говорю, что это связано с невозможностью непосредственно общаться с духовным учителем – у меня есть только его записанные наставления, но возможности говорить с ним лично очень редки. Я высказываюсь так, словно Господь несправедлив ко мне – это происходит год за годом. Год за годом я жалуюсь тебе на одно и то же – на то, что Господь подвергает меня испытаниям. Положа руку на сердце, нужно сказать, что мне следует не жаловаться на это, а благодарить Господа за то, что Он устраивает для этой души всё самым лучшим образом. Он поместил ее в огонь страданий, чтобы она закалилась в этом огне и научилась не ожидать служения и заботы, а служить и заботиться. Но из-за своей невнимательности я засыпаю у ворот духовного мира  (у стоп своего духовного учителя), закрывая глаза на то, что он всегда присутствует в моей жизни в виде наставлений – и не попадаю в духовный мир.

 

Мой друг, я часто жалуюсь тебе на то, что мне не хватает Кришны. Если послушать внимательно наш разговор, можно понять, что из-за своей небрежности я упускаю множество шансов служить Ему, но лживым образом обвиняю в этом Его Самого. И ты говоришь, что с тобой происходит то же самое. Мы сетуем и плачем вместе, плачем и сетуем, и решимость стать более внимательными нарастает внутри нас.

 

(Не нужно принужденья для того, 

Кто весь исполнился желанием Его.

Отдать Ему себя до самой малой доли –

Заветный смысл твоей Свободной Воли[1].)

 

Пусть эта история поможет нам с тобой прозреть и измениться. Увидимся с тобой!

Харе Кришна!

 



[1]  Стихотворение Джалал ад-Дина Руми

 

 

 

Hosted by uCoz