Мир матушки Химавати - статьи

 

ОБЩЕНИЕ С ДУХОВНЫМ УЧИТЕЛЕМ ПОЗВОЛЯЕТ

ОЩУТИТЬ МИЛОСТЬ И ЗАБОТУ ШРИМАТИ РАДХАРАНИ

Шрила Прабхупада повторял: "Не старайтесь увидеть Бога. Сделайте так, чтобы он увидел вас." Как Бог может увидеть нас? Шрила Прабхупада говорил, что когда Шримати Радхарани замечает какого-то преданного и он ей нравится, Она ведёт этого преданного к Кришне и представляет его: "Кришна, посмотри, какой он замечательный. Он так хорошо Тебе служит". Кришна не заметит нас, пока нас не заметит Шримати Радхарани. А кто является представителем Шримати Радхарани в этом мире? Духовный учитель. Следовательно, нам важно, чтобы он заметил нас и представил Шримати Радхарани. В противном случае мы не сможем достичь цели своей жизни.

В молитвах, обращённых к Шримати Радхарани, Бхакти Тиртха Свами называет Её своей "Божественной Матушкой". Почему он называет Её так? Потому что духовные души, коими мы все являемся, неразрывно связаны с Верховной Личностью Бога, Кришной и Его духовной энергией (Радхой). Они наши мать и отец. Но вместо того чтобы находиться в любовных отношениях с ними, мы находимся в "любовных отношениях" с материальной энергией, олицетворением которой является Дурга-деви. Рассказывают, что она держит в руке трезубец, который олицетворяет тройственные страдания материального мира (адхидайвика, адхибхаутика и адхиатмика) и время от времени покалывает живое существо этим трезубцем. Кто может похвастаться, что у него нет таких отношений с Дургой-деви, а есть отношения с Радхой в духовном мире? Только тот, кто в прошлом имел и продолжает иметь много общения с духовным учителем. У нас появляется очень сильное желание достичь духовного мира, стать преданными Радхи и Кришны, когда болезненные для нас отношения с Дургой-деви нам надоедают и мы хотим избавиться от них. Когда нежелание страдать и пребывать в невежестве становится очень сильным, мы пытаемся установить личное общение с какой-нибудь личностью, которая общается с Радхой и Кришной и обладает истинным знанием, то есть с гуру.

Конечно же, такое желание нельзя имитировать. И нельзя заставить кого-то общаться с духовным учителем. Эта потребность должна вызреть, стать очень сильной. Это должно стать неодолимым желанием: "Я хочу общаться с тем, кто находится в тесных отношениях с Шримати Радхарани и Кришной. Я хочу увидеть истинную реальность. Я не хочу барахтаться на этом дне материального существования - в тюрьме материального мира. Я не хочу быть рабом Майи. Я хочу стать свободным. Я хочу снова стать духовной личностью. Когда-то у меня уже были эти глубокие и блаженные отношения с Радхой и Кришной, но я утратил их и хочу вернуть их. Вернуть их можно только общаясь с тем, у кого они есть".

Иногда говорят: "У меня нет необходимости писать гуру письма или идти к нему на личный даршан.

Я читаю его книги и слушаю его лекции".

Что можно сказать по этому поводу? Духовный учитель - это доктор. Кроме вас, у него много пациентов. Он выступает с публичными лекциями, в которых излагает основные методы лечения, а также практикует - лечит конкретных больных, выписывая им "индивидуальные" рецепты. Конечно же, вы извлечёте много пользы, слушая его выступления и видя, как он лечит других. Всё это способствует вашему излечению. Но полного излечения не наступит, пока он не узнает вас лично. Мы все больны одной и той же болезнью, но случай каждого из нас особый. Наша болезнь - это бесчувственность, безразличие к Богу. Мы отвернулись от Него и забыли о том, что такое "личные отношения с Богом". Перестать быть безразличными и бесчувственными мы сможем только когда увидим, что Бог небезразличен и небесчувствен по отношению к нам. Это должно произойти с каждым из нас в отдельности. Мы не можем прийти к Радхарани в большой компании или даже вдвоём, спрятавшись за чью-то спину. И мы не сможем ощутить на себе Её любовь и заботу, пока не позволим Ей непосредственно пролить их на нас.

Каждый, кто общается с духовным учителем, ощущает на себе большую личную заботу Шримати Радхарани.

Конечно же, эта забота проявляется в том, что духовный учитель занимает нас в служении Кришне. Общаясь с гуру, мы не можем быть незанятыми служением. И именно общение с ним делает нас занятыми служением, только через это общение мы получаем служение.

И поскольку мы хотим быть занятыми служением всё больше и больше, мы всегда хотим увеличивать наше общение с духовным учителем.

Понятнее всего это становится, когда мы рассматриваем какой-нибудь конкретный пример. Есть огромное количество таких примеров. Сейчас много духовных учителей, представителей Шрилы Прабхупады, и те их ученики, которые общаются с ними лично, могут подтвердить это. Но, пожалуй, ещё лучше было бы проиллюстрировать это рассказом о том, как влиял на своих учеников сам Шрила Прабхупада. Его пример всегда является для нас самым лучшим, самым нектарным. В книге "Нектар Прабхупады" Брахматиртха дас вспоминает: "Когда я впервые встретил Шрилу Прабхупаду в Калькуттском храме в 1971 году, я просто зашёл в храм и сел. Шрила Прабхупада спросил меня, кто я такой и есть ли у меня какие-нибудь вопросы. Я спросил: "Чем плох буддизм?" Я был большим умником. Шрила Прабхупада задал ответный вопрос: "А во что верят буддисты?" Я попытался вспомнить, чему меня учили в колледже на лекциях по философии, и сказал что-то о восьмиступенчатом благородном пути и о четырёхступенчатом. Я промямлил всё, что мог, об учении Будды. Но я сразу почувствовал себя побеждённым, потому что у меня в голове не было никакого реального представления об учении Будды".

Дальше он рассказывает ещё о нескольких встречах со Шрилой Прабхупадой. Одна из них произошла во время фестиваля в Майяпуре в 1972 году, и, как говорит Брахматиртха дас, в тот раз он уже не был таким гордым. Он думал, что Шрила Прабхупада, наверное, знает ответы на многие жизненные вопросы и является совершенным духовным учителем. И хотя он, по его собственной оценке, осознавал возвышенное положение Шрилы Прабхупады и предавался ему не очень глубоко, а лишь теоретически, Прабхупада был к нему очень милостив и ответил на множество его вопросов. Их беседы опубликованы в книге "Совершенные вопросы, совершенные ответы".

На примере этих историй можно проследить, как духовный учитель делает нас слугами Шримати Радхарани. В первую встречу с духовным учителем Брахматиртха дас думал, что обладает какими-то знаниями, но на самом деле эти знания были очень поверхностными. Они не были связаны с истинным самоосознанием. Поверхностное и искажённое знание характерно для того, кто является учеником Кали - божества, которому поклоняются материалисты ради достижения чувственных наслаждений. Приобретая такие знания, мы становимся гордыми. Из-за своей гордости мы оказываемся вне духовной энергии. Но, когда мы попадаем на глаза к духовному учителю, он мгновенно оценивает наше истинное положение и показывает его нам. Получив возможность посмотреть на себя глазами духовного учителя, мы становимся объективными в оценке самих себя. Подобная объективность - это квалификация для того, чтобы погрузиться в духовную энергию Кришны. Эта квалификация подразумевает, что мы перестаём мнить себя учёными и проявляем готовность обучаться у истинных духовных авторитетов.

Брахматиртха дас пишет: "Когда я был смиренным, он (Шрила Прабхупада) был очень милостив ко мне, но когда я гордился, Прабхупада разбивал мою гордость".

Точно такой же опыт описывает в "Нектаре Прабхупады" Гирираджа Свами. Тогда он ещё не был санньяси, и Шрила Прабхупада как-то похвалил его за хорошее служение, он назвал Гирирджа даса очень квалифицированным, чему тот, конечно же, был рад. Это произошло во время прогулки по Джуху-бич и дальнейший разговор Прабхупады со своими ученики касался темы смирения. Гирирдж заметил, что иногда он не чувствует, что занимается каким-то важным служением в обществе сознания Кришны. Шрила Прабхупада сказал: "Это хорошо, это смирение". А Гирирадж продолжил: "Но иногда это чувство превращатся в майю". Прабхупада остановился. Он очень пристально посмотрел на ученика: "Иногда превращается в майю? Ты ВСЕГДА в майе". Эти слова настолько сильно подействовали на Гирираджа, что он мгновенно упал на землю, принося свои поклоны Шриле Прабхупаде. Он внезапно осознал своё реальное положение и получил какое-то представление о положении своего духовного учителя.

В общении со множеством своих учеников Шрила Прабхупада делал

одно и то же: он выявлял качества, непригодные для преданного служения,

и собственным примером показывал, чем нужно было заместить эти качества.

Именно общаясь с духовным учителем мы имеем возможность оценить, насколько глубоко эти материальные качества срослись с нами, насколько мы осквернены этими качествами. Чтобы осветить что-то, нужен сильный источник света, и чтобы мы смогли увидеть своё сердце таким, какое оно есть, нам необходимо позволить духовному учителю заглянуть туда. То есть заговорить с духовным учителем, сказать ему что-то. Духовный учитель может заглянуть к нам в душу через нашу речь, в которой отражено индивидуальное сознание. И это можно сделать не только при непосредственном общении, но и через письма. Опытный духовный учитель может услышать и увидеть вас и через письма, в которых вы обращаетесь к нему. Когда люди думают, что они не могут общаться потому, что их разделяет расстояние, потому что они не могут видеть физическое тело человека, слышать его голос, в этом проявляется их обусловленность. Но, как говорит в "Нектаре Прабхупады" Сатьянараяна дас, "Духовный учитель не ограничен никакими материальными барьерами. Шрила Прабхупада иногда со смехом говорил о своих отношениях с учениками: "Я взял их в плен, а не подкупил". Чистый преданный способен взять нас в плен во время любого вида общения, который позволяет ему выразить свою любовь к нам. То есть он может делать это практически всегда.

Выражение "взять в плен" подразумевает, что воин использует какой-то специальный приём, чтобы захватить кого-то. Эти приёмом у духовных учителей гаудия-вайшнавов является любовь к Богу, которая выражается в словах и поступках. У Сатсварупы даса Госвами есть книга, в которой опубликованы письма к нему Шрилы Прабхупады. В частности, там опубликовано короткая записка, которую Шрила Прабхупада написал Сатсварупе дасу, возглавлявшему тогда Бостонский центр ИСККОН: "Я пропустил твой телефонный звонок, но я знаю, что в вашем центре всё хорошо. Когда я поеду в Нью-Йорк, то заеду в Бостон... Спасибо тебе за искреннее служение. Я молюсь Кришне о том, чтобы твоё сознание Кришны всё время совершенствовалось. Твой вечный доброжелатель, А. Ч. Бхактиведанта Свами" (With Srila Prabhupada in the Early Days, p. 167).

Сатсварупа дас Госвами прокомментировал это следующим образом:

"В этой рукописной записке Прабхупады сказано: "Я молюсь Кришне о том,

чтобы твоё сознание Кришны всё время совершенствовалось". Такие

ободрительные слова имели для меня огромное значение; они вселяли в меня

надежду. Я был несовершенным, но нуждался в совершенствовании, и Прабхупада

реалистично описывал моё положение в своей молитве Кришне: "Этот парень

искренний, но нуждается в совершенствовании. Пожалуйста, помоги ему

стать лучше".

Наше сознание осквернено. В комментарии Шрилы Прабхупады к тексту....

Бхагавад-гиты говорится:

Для тех, кто с самого начала не был воспитан в сознании Кришны

И садху-санга является истинным лекарством от вожделения.

Следующий момент, который нужно отметить, говоря о том,

что мы получаем, общаясь с духовным учителем - это реалистичность

в отношении к самому себе. Гуру ставит на место. Общаясь с гуру,

мы понимаем, где, на каком уровне мы находимся.

И третий важный момент, затронутый в комментарии Сатсварупы

Махараджа - непосредственное общение с гуру даёт нам возможность ощутить на себе огромную благожелательность (любовь) духовного учителя, а также его сильное желание занять нас в служении Кришне. Безусловно, его желание занять нас намного нашего собственного желания. И когда мы ощущаем его желание занять нас, наше собственное желание увеличивается. Желание гуру занять нас в служении столь сильно, что он даже молится об этом. Молитвы гуру за своих учеников звучат в словах гуру, когда мы общаемся с ним: они наполняют его слова огромной силой, благодаря которой они воздействуют на нас и очень сильно изменяют нас. Вот что даёт нам общение с духовным учителем.

Оно даёт нам возможность стать чем-то, над чем Радхарани осуществляет духовный труд, что она готовит для служения Кришне.

Общение приводит к дикше.

Настоящее посвящение (дикша) - это очень много и это очень не дёшево. В гаудия-матхе они получают посвящение, но не общаются с гуру. Можно ли такое посвящение назвать настоящим? Не знаю. Постичь Кришну можно только поняв гуру. Услышать Его флейту, узнать его качества. Если нет настоящей садху-санги, то нет и глубокого познания и возвышения над гунами материальной природы. Садху-санга - это очень важный аспект духовной жизни. От того, насколько она глубока, очень многое зависит. Гуру - это тот, кто вытаскивает нас в духовный мир. Кто может сказать, что достиг духовного мира? Только тот, кто получил настоящее посвящение. Это в конечном счете дает возможность совершать бхаджану.

Я должна понять, что дал мне духовный учитель. Оценить это. Тогда я смогу глубже понять Кришну и Радху. Нужно растить своё понимание шаг за шагом.

Во-первых, это свобода от спекуляций и понимание шабда-брахмы. Возможность оценить шабда-брахму и получить вкус и привязанность к ней. Привлекательность шабда-брахмы ощутить не так легко. Для этого нужно обладать чистым сердцем (очистить его постепенно) и интеллектом (умом). Всё это связано с темой общения с духовным учителем, которую можно расчленить на несколько подтем: Зачем общаться? Что человек постигает, приобретая такое общение? Обретает он очень очень много.

И когда он обретает это, он сам становится достойным быть гуру.

Мое общение с духовным учителем началось с того, что я считала

себя освобожденной душой, а привело к тому, что у меня стало развиваться

и углубляться понимание того, насколько я обусловлена.

                                                                                                   Химавати даси

Hosted by uCoz