ПИСЬМО
ДУХОВНОМУ УЧИТЕЛЮ
Март, 2003
Дорогой духовный учитель, я склоняюсь перед вами в глубоком почтении.
Когда я начала общаться с вами, я быстро обратила внимание на то, что вы склонны молиться. Сама я тогда была очень далека от того, чтобы глубоко погружаться в молитвенное умонастроение, и даже несмотря на то, что я испытывала уважение к вашему духовному опыту, иногда мне казалось, что склонность к молитве – это свидетельство слабости живого существа.
Я не знала, как сильно меняется человек, когда он продолжительное время молится, и какие удивительные качества развиваются в нем благодаря этому. Теперь я начинаю осознавать, что склонность молиться – это необыкновенный дар, который может развить в себе только тот, кто очень предан Господу, очень целеустремлен в духовной жизни и испытывает большое желание доставить Господу удовольствие своим служением.
Как вы знаете, сейчас в моей жизни происходят особенные изменения – у меня появилось больше возможностей помогать другим в духовной жизни, и теперь я могу в некоторой мере осознать, что представляет собой труд духовного наставника. Гуру старается пробудить духовный разум в живых существах, рассказать им о положении живых существ и Бога и побудить их предаться Верховному Господу, Шри Кришне. Чтобы сделать это, мало сообщить людям теоретическое знание. Для этого нам нужно испытывать глубокое сострадание к тем людям, которым мы проповедуем, мы должны искренне желать им духовного блага, и их духовное благо должно стать для нас важнее нашего собственного. Никогда и ни в чем мы не должны считать себя выше тех, кому мы проповедуем, и всегда должны пытаться быть для них хорошим примером в духовной жизни.
Когда я стала пытаться воплотить это в собственной жизни, я стала молиться за тех, кому проповедовала. Я стала желать им духовного блага, и даже если иногда я начинала сомневаться в том, что кто-то из них достоин стать на путь преданного служения, я отгоняла от себя эти мысли, стараясь видеть в людях только лучшие качества и, несмотря ни на что, оставаться их доброжелателем. Вчера, когда возникла очередная напряженная ситуация, я воскликнула: "О Боже, хоть бы кто-нибудь помолился за меня, чтобы у меня появились силы справляться с этими трудностями". Тогда я вспомнила ваши последние письма ко мне, которые были напоены необыкновенной добротой. Они были короткими, но вливали в меня много сил. Я подумала: "О Господи, как же я нуждаюсь сейчас в письме духовного учителя!" А потом я вдруг поняла, почему всегда так сильно нуждалась в ваших письмах. Все это потому, что вы молились и продолжаете молиться за меня, вы желаете мне духовного блага и сознательно посылаете письма, поддерживающие мою духовную жизнь. Всего лишь несколько строчек, написанных вами, способны влить в меня большой духовный заряд на долгое время. Читая ваши письма, я становлюсь чище. Я знаю, что вы всегда старались сосредоточиваться на пожелании духовного блага всем людям и, в частности, вашим ученикам, но теперь ваши чистые мысли, кажется, обрели особое могущество. Каждое ваше слово насыщено могущественной энергией любви и добра – вот каким сделали вас ваши занятия молитвой.
В действительности, все, что я могу сделать для других людей – это передать им ваши молитвы, ваши пожелания им духовного блага. Вы молитесь за меня, и, если я смогу сосредоточиться на том, чтобы передавать другим только ту милость, которую получаю от вас, моя миссия будет выполнена. От меня не требуется ничего, кроме этого.
Сегодня я в очередной раз задумалась над тем, каким огромным трудом было все то, что сделали для меня вы. Также я задумалась над тем, насколько необходим мне ваш духовный труд – без него я совершенно неспособна жить духовной жизнью, без него я чувствую себя очень слабой.
И у меня возник неожиданный вопрос: молится ли Бог? Мы часто говорим, что индивидуальная душа подобна Богу и что все ее свойства и наклонности изначально присутствуют в Боге. Но, по определению, молитва –это всегда какая-то просьба. О том или о другом – о материальном или о духовном, об очень возвышенном или о более приземленном – все же молящийся ПРОСИТ Бога или Божество. Поскольку Бог всегда занимает господствующее положение, Ему нет необходимости кого-то о чем-то ПРОСИТЬ. Все Свои желания Он может исполнить без чьей-либо помощи. Из этого можно сделать вывод, что Ему нет никакой необходимости молиться. Но в одной из книг вашего духовного брата, Гоур Говинды Свами, я прочитала сокровенное по смыслу высказывание о том, что есть два бхагавана – севья-бхагаван (Господь, которому служат) и севака-бхагаван (Господь, который служит). Первый бхагаван – это Верховный Господь, Шри Кришна. А второй бхагаван –это Его представитель, духовный учитель. Как мы знаем, ачарьи нередко приравнивают этих двух бхагаванов друг к другу. Они говорят, что гуру неотличен от Бога. Смысл в том, что бхагаван, Шри Кришна, олицетворяет высшую волю и при этом большинство живых существ не знают Его воли и не способны действовать в соответствии с ней. Поэтому, по сравнению с этой волей, они бессильны. Но духовный учитель, чистый преданный Господа Кришны, думает о том, чего хочет Кришна, старается проникнуть в Его желания, проникает в них, а затем действует с целью их исполнить. Поэтому он очень могуществен. То, чего хочет духовный учитель, должно исполниться. Причина проста – духовный учитель не хочет ничего, чего не хочет Бог.
Мне кажется, ваши молитвы за меня всегда были направлены на то, чтобы я духовно выросла, избавилась от различных духовных болезней, чтобы я стала достойной ученицей, способной служить миссии Шрилы Прабхупады.
Сейчас я чувствую в себе силу для проповеди и знаю, что эта сила приходит от вас.
Точно так же я чувствовала необыкновенную силу, которая влилась в меня, когда я получила ваше первое письмо 2 февраля 1998 года. Я помню, что я почувствовала себя как хронический больной, который пытался скрыть ото всех свою болезнь и который внутренне постоянно пребывал в состоянии глубокой иппохондрии из-за своей затяжной болезни, и которому внезапно сообщали, что у него есть громадные шансы на выздоровление. Я помню, как я однажды ехала в трамвае в тот месяц, в который получила письмо от вас, и заметила, что моя спина стала прямой и натянутой как струна и вся энергия в моем теле бежит ровно и устремлена вверх. Человек удрученный и беспомощный сгибается, а счастливый и имеющий в ком-то опору –распрямляется. Точно так же и я распрямилась под влиянием вашего письма. Достаточно много лет прошло с тех пор и мне пришлось пройти через многие испытания за эти годы. Не могу сказать, что я постоянно находилась в том же состоянии высочайшего духовного подъема, оптимизма и ощущения бьющей ключом энергии. Однако я могу сказать, что курс лечения, безусловно, пошел мне на пользу. Я знаю, что ваше отношение ко мне тоже менялось на протяжении этих лет. Оно становилось все более личностным. И я чувствую, что ваша молитва за меня усиливается. Пожалуйста, продолжайте быть моим доброжелателем. Это главное, что может спасти меня от невежества и от душераздирающих страданий, вызванных этим невежеством, в материальном мире.
Я знаю, что ваша склонность молиться за других не является чем-то экстраординарным. Наоборот, все истинно духовные личности склонны молиться, как вы. Ваш духовный учитель, Шрила Прабхупада, тоже молился за своих учеников. Он молился и тогда, когда у него еще почти не было учеников.
Когда Шрила Прабхупада плыл на корабле Джаладута в Америку, чтобы начать всемирную проповедь сознания Бога, он молился: "Большинство живущих здесь людей находится в плену материальных гун невежества и страсти. Поглощенные материальной жизнью, они считают себя очень счастливыми. Они вполне довольны жизнью и потому равнодушны к трансцендентному посланию Васудевы [Кришны]. И я не уверен, смогут ли они понять его.
Но я знаю, что по Твоей беспричинной милости даже невозможное становится возможным... Прошу Тебя, спаси их. Они смогут понять Твое послание только в том случае, если Ты пожелаешь даровать им освобождение...
О духовный учитель всех миров! Я могу только повторять Твое послание. Поэтому, если Ты того желаешь, сделай так, чтобы они поняли меня" ("Маркине-бхагавата-дхарма", 1965 год).
У духовного учителя нет никаких корыстных желаний, у него есть только желания, связанные со спасением падших живых существ. Он молится о том, чтобы люди смогли принять сознание Кришны, которое действует как лекарство, – и, как и другие духовные учителя, это делаете и вы.
Вы – Господь, который молится. Сам Господь молится о моем духовном благополучии, и поэтому у меня есть много шансов на успех. Но я также знаю, что одних ваших молитв не достаточно для того, чтобы я продвигалась в духовной жизни. В одном из своих писем ко мне вы упомянули, что отношения гуру и ученика – это отношения духовного сотрудничества. Моя задача – суметь по достоинству оценить ваши необыкновенные качества, и мне не удастся сделать это, если я не буду идти по вашим стопам, то есть выполнять ваши наставления в своей духовной жизни.
Когда я впервые обращалась к вам со своими письмами, я думала, что я или уже являюсь освобожденной душой, или недалека от этого (позже я написала вам об этом и вы заметили, что это распространенное заблуждение). Теперь я понимаю, что на самом деле я из себя представляю. Все, что у меня есть – это "кожаный бурдюк с десятью отверстиями", через которые постоянно вытекает мой духовный разум. Вы же – та единственная сила, которая может предотвратить потерю мною разума. Поэтому мне не остается ничего иного, как всегда полагаться и надеяться на вас.
Мне очень трудно совершать аскезу преданного служения. Но я понимаю, что если я не буду ее совершать, из-за моего небрежного отношения к преданному служению вы будете вынуждены страдать. Вы и так много страдали из-за того, что брали на себя труд помогать многим людям очищаться с помощью сознания Кришны. Ваши физические болезни не связаны с вашими собственными грехами или личными недостатками. Если бы вы не старались помочь преданным ИСККОН справиться с трудностями, которые обрушились на них после ухода Шрилы Прабхупады, и если бы это не было связано с умственным и физическим перенапряжением, то вы были бы более здоровым. Я должна постоянно помнить, что если я поступаю неправильно, то вам приходится соприкасаться с моим несовершенством (поскольку я ваша ученица и все, что я делаю, доходит до вас), и мое несовершенство не будет доставлять вам никакой радости.
Хотя духовный учитель добровольно принимает на себя страдания для того, чтобы спасти живых существ, мы не должны увеличивать бремя его страданий. Напротив, как только у нас появляется разум, позволяющий в некоторой мере оценить жертвы духовного учителя, мы должны молиться вместе с ним о том, чтобы его деятельность по спасению живых существ была успешной и Господь защитил его миссию от всего неблагоприятного.
По утрам все преданные поют молитвы, обращенные к духовному учителю. В первом стихе Шри Шри Гурв-аштаки говорится: "Духовный учитель получает благословение из океана милосердия. Как облако, проливающее дождь, гасит лесной пожар, так и духовный учитель гасит пожар материального существования и спасает людей, охваченных этим пламенем. Такой духовный учитель - океан лучших качеств, поэтому я в почтении склоняюсь к его лотосоподобным стопам".
Я бы не хотела, чтобы слова этой молитвы звучали всего лишь как формулы и чтобы я повторяла ее механически – "потому, что это нужно". Мне кажется, хороший способ перестать повторять эти молитвы механически – это сознавать, что вы время от времени молитесь за меня, а когда я повторяю молитвы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, я тоже молюсь за вас.
Я бы хотела тоже быть вашим благожелателем, или, иначе говоря, желать вам того же, чего желает вам Бог. Кришна хочет, чтобы вы были с Ним и чтобы вы снова заняли свое изначальное положение в духовном мире, вместе с другими Его спутниками и чистыми слугами. Я хочу молиться за вас, чтобы все это было именно так и чтобы ничто не мешало вам вечно пребывать в вашем положении в духовном мире. Чтобы ваше духовное положение всегда было прочным и чтобы удовольствие, которое вы доставляете Господу своим служением, тоже увеличивалось.
Безусловно, я не думаю, что мои молитвы могут помочь вам или "спасти" вас. Ваши отношения с Кришной не определяются моими молитвами, они определяются вашими усилиями в служении Ему и Его милостью к Вам. Но я хочу быть достойной вашей любви, а это значит, что я должна давать другим то, что даете мне вы.
Желание молиться за вас возникает потому, что склонность молиться о духовном благе других – это то, что я перенимаю у вас, и это та сила, которая позволяет мне продолжать духовное существование. Пусть Господь будет всегда так же милостив и сострадателен к вам, как вы всегда милостивы и сострадательны ко мне и другим вашим ученикам.
Это письмо, наверное, слишком длинное, но вы уже читали не менее длинные письма от меня и я все-таки адресую его вам, помня о том, что вы разрешили мне делиться с вами своими мыслями, связанными с Кришной, всегда, когда мне хочется делать это. Мне бы очень хотелось по достоинству оценить вас и уйти с уровня оскорбительного поклонения вам. Надеюсь, что это письмо можно рассматривать как мою очередную попытку сделать это.
Ваша служанка,
Химавати даси