Мир матушки Химавати - статьи

             

               Признание божественности

 

 

Ни для кого не секрет, что верующие разных конфессий часто враждуют друг с другом. Степень вражды бывает разной – от мелкой неприязни, до лютой злобы. Почему же так происходит? Бог – источник всего, Он – один. И если люди верят в единого Бога – в того, кто создал всякое живое существо без исключения, как они могут не любить друг друга?

Сам собой напрашивается вывод: вера эта ущербна. Лишь ущербная вера может породить вражду и неприязнь.

У кого же это такая ущербная вера? Если я христианин, должен ли я сказать, что ущербной верой обладает иудей? А если я повторяю мантру Харе Кришна, должна ли я сказать, что мусульманская вера неистинная?

Да, это логично с точки зрения невежественного верующего. И кто же этот невежественный верующий?

Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать: нет, не я?

А если к таковым можно причислить и меня, то имеет смысл разобраться почему. В чем мое невежество? Из чего оно складывается? В чем проявляется?

Итак, попробуем это понять.

 

*  *  *

 

В поисках ответа на наш вопрос («Что делает нашу веру в Бога ущербной?») обратимся к одному из величайших, авторитетнейших учителей христианской церкви – Иоанну Златоусту.

Могут спросить: если вы принадлежите к вайшнавам, зачем обращаться за ответом на свой вопрос к христианину?

Отвечу просто: «Потому что он – святой». Святой – значит предавшийся Богу и обретший Его милость. Святой – значит постигший суть священных писаний. Святой –значит тот, кто уже перенесся из мира бренного, материального в мир духовный, мир Бога.

Часто мы, вайшнавы, испытываем естественное недоверие к тем христианам, которые оправдывают употребление в пищу мяса. Иоанн Златоуст не принадлежит к их числу. Он из тех великих христианских святых, которые не ели мяса и другим не советовали.

Вот что говорится о нем в «Избранных житиях святых»: «В своих многочисленных беседах (до 800) святой Златоуст оставил вдохновенные объяснения на многие книги Священного Писания и почитается церковью очень авторитетным толкователем Библии. Он составил последование (чин) Литургии, носящей его имя, ввел в церковное употребление крестные ходы и некоторые другие благочестивые обычаи. Сверх всего этого он известен своей заботой о распространении веры Христовой. Между прочим, послал и на Русь к тогдашним скифам проповедников веры и почитается одним из ее просветителей» (изд. Сатис, С.Пб. 1994, стр. 83).

 

*  *  *

 

В «Беседах на Евангелие от Иоанна Богослова» (49) Иоанн Златоуст рассказывает о том, как иудеи осуждали и хотели убить Иисуса. Был канун иудейского праздника – поставления кущей. Иисус находился в Галилее, но в Иудею не шел, потому что там находились те, кто был настроен крайне враждебно по отношению к Нему. Тогда к Нему обратились Его братья, говоря: «Пойди в Иудею, чтобы Твои ученики были свидетелями Твоих деяний. Никто не совершает ничего тайно, а сам старается стать известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру». Причина была в том, что и Его братья не верили в Него.

«На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время. Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы. Вы пойдите на праздник сей, а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось» (Иоанн, 7.6-8).

Сказав это им, Он остался в Галилее, однако после того как братья ушли на праздник, Он последовал за ними – не явно, а как бы тайно.

 

                                               *  *  *

 

Незадолго до этих событий Иисус совершил чудо – сделал здоровым человека, который был немощен 38 лет.

В Иерусалиме была необыкновенная купальня, в которой исцелялись больные. В Евангелии говорится, что временами в эту купальню сходил Ангел Господень, и тогда вода начинала «возмущаться». Кто первым входил в воду в эти мгновения, тот и исцелялся. Там-то и встретил Иисус того человека. Узнав, что тот лежит не вставая уже долгое время, Иисус спросил его: «Хочешь выздороветь?»

Больной ответил: «Да, Господи, но нет человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмущается вода; пока же я пытаюсь спуститься, другой уже сходит прежде меня» (там же, 5.7). Иисус сказал: «Встань, возьми постель твою и иди». «И этот человек тут же стал здоров, взял свою постель и пошел. Было же это в день субботний» (там же, 5.9).

Суббота в календаре иудеев – праздничный день, в который они не совершают никаких дел. «И стали иудеи гнать Иисуса и искать убить Его за то, что он делал такие ДЕЛА в субботу. Иисус же говорил им: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». И еще более искали убить Его иудеи за то, что он не только нарушал субботу, но и Отцом своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (там же, 5.16-18).

 

*  *  *

 

По мнению Златоуста, иудеев раздражал сам факт того, что Иисус совершил чудо, и это раздражение усиливалось их опасениями в том, что Он совершит еще новое чудо. Не появившись сразу на празднике, Иисус подогрел их нетерпение, поскольку они жаждали увидеть Его и напасть на Него. И вот, во второй половине праздника, Он наконец появился и начал Свою проповедь.

В Евангелии от Иоанна подробно пересказывается, что говорил Иисус в ответ на обвинения в Его адрес сразу после того, как узнали, что Он исцелил человека у купальни (см. главу 5). Но там нет подробного рассказа о том, чему Он учил в этот раз, на празднике кущей, хотя говорится, что люди изумлялись Его речам и спрашивали: откуда Он так хорошо знает писания, если не учился?

На этот вопрос Иисус отвечал: «Учение Мое – не Мое, но пославшего Меня».

Златоуст в «Беседах…» подчеркивает, что, говоря так, Иисус проявляет одновременно смирение и возвышенность. Нередко Иисус говорил с большой смелостью, как облеченный властью, как Мессия, но здесь Его умонастроение немного другое. По утверждениям Златоуста, тому есть две причины. Во-первых, Иисус знал, что иудеи обозлены и хотят Его убить. Но время покидать этот мир для Него еще не пришло, поэтому Он старался говорить с ними кротко и не раздражать их. А во-вторых, Он тем самым показывал Своим последователям, как следует вести себя в подобном положении. Конечно, будучи необыкновенно могущественным, Он мог поступать и иначе, но как тогда люди, не имеющие таких же сил, как у Него, узнали бы, каким образом им вести себя в затруднительных обстоятельствах? (См. «Беседы…», т.1, стр. 321)?

Итак, своими словами Иисус стал подчеркивать, что Его речи имеют божественное происхождение, но при этом Он говорил кротко, как слуга. Он сказал, что желающий творить волю Бога постарается выяснить, каково Его [Иисуса] учение – от Бога ли оно, или Он говорит что-то от Себя. К этому Он добавил: «Говорящий сам от себя ищет славы себе, а кто ищет славы Пославшему Его, тот истинен, и нет неправды в Нем.

После этого Он стал отвечать на обвинения в том, что Он «нарушил субботу». Суть ответа состояла в том, что обрезание в субботу было предписано во здравие человека. Но Иисус сделал то же самое  исцелил человека, стало быть, по сути Он не нарушил закон, а утвердил его.

Мягко, но с укоризной Иисус спросил толпу, стоявшую против Него: «Не дал ли вам Моисей закона? И никто из вас не поступает по закону. За что Вы ищете убить меня?» (19) Тем самым Он как бы сказал: «Закон предписывает «Не убий», а вы хотите Меня убить и еще обвиняете Меня, как преступающего закон!»

В ответ на Свои слова Он услышал дерзкое: «Не бес ли в Тебе? Кто ищет убить Тебя?» Эти восклицания были окрашены гневом и яростью, поскольку люди сильно смутились, когда Иисус вдруг сказал вслух о том, что они задумали. Но Христос больше не обличал их, а опять начал оправдываться в Своем нарушении субботы, заимствуя свои доводы против них в священных писаниях.

В конце концов Он произнес: «Не судите по наружности, но судите судом праведным». Эти слова указывают, как нужно подходить, когда мы пытаемся судить о ком-либо. Важно, что они обращены к верующим, а не к тем, кто никогда не обращался к священным писаниям, поскольку люди судили об Иисусе, основываясь в своих попытках  делать это на Ветхозаветной Библии. Христос учит быть очень осторожными, и, не исследовав дело, не делать выводов. Он здесь выступает в роли того, кто обладает высшими достоинствами и кого несправедливо судят, и одновременно того, кто учит, как нужно судить, косвенно указывая, что некоторые вообще не вправе делать этого. Он учит видеть личность, и эта личность есть присутствие Бога в каждом живом существе. 

 

 

 

Любит, сказано, (псалтирь, пс. 10. стих 7) правду. А тот, кто любит неправду, ненавидит душу.  Не будем же ненавидеть свои души, не будем любить неправду. Прибыли от ней и теперь, без сомнения, мало или вовсе нет, а в будущем – много вреда. А лучше сказать, мы и теперь не можем наслаждаться от нее удовольствием. Когда мы живем в роскоши со злою совестью, то не наказание ли и не мучение ли это? Возлюбим же справедливость и не будем никогда преступать этого закона. Какой плод принесет нам настоящая жизнь, если отойдем от добродетели? Что там за нас будет предстательствовать? Дружба ли, родство ли или чье-то благоволение? Но что я говорю о чьем-то благоволении? Хотя бы мы имели отцом Ноя, или Иова, или Даниила, – и это нисколько не поможет нам, если нам будут изменять наши собственные дела. Нам только одно нужно – добродетель души. Она в состоянии будет спасти нас и избавить от вечного огня. Она введет нас в царство небесное, которого и да сподобимся все мы, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, чрез которого и с которым Отцу, со святым Духом, слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.[Хд1] 

 

Первая тема: как не стать гонителем. Об этом говорит Иисус. Он учит этому. Он говорит, что нужно судить не по наружности, а по делам. Но чтобы уметь судить по делам, нужно самому быть добродетельным, и в данном случае не идет речь о какой-то мирской добродетели, а о любви к Богу. Он им говорил: у вас нет любви к Богу. В предыдущей главе. Следовательно, чтобы судить о его божественности, они должны были обладать хоть крупицей любви к Нему.

 

 

 

Очевидно, что, пытаясь судить других, мы проявляем пристрастность, то есть то самое качество, из-за которого пострадал Иисус. Слово «пристрастность» происходит от слова «страсть». Мы знаем, что «страсть» и если мы исследуем природу страсти, то сможем понять, как можем избавиться от нее.

 

Жизнь святого Иоанна Златоуста, к чьим толкованиям к Евангелию мы обратились, – это еще один пример преследований за истинную веру.

По тому, как к нему относилась эта женщина, мы можем понять, что она исходила из своих собственных интересов, а не судила объективно.

 

Если бы иудеи судили об Иисусе не по наружности, а по сути, то есть если бы они постаралась понять его таким, каков Он есть, то они признали бы Его божественность. Но многие из них не могли сделать это. В истории христианства есть немало точно таких же примеров. Есть история самого Иоанна Златоуста и история Авраамия Смоленского (из книги «Святые древней Руси).

 

Лила, в которой Иисус учит не быть пристрастными, а учит объективности. Он указывает: я делаю больше. Я делаю то, что хочет Бог. А ты? Он говорит правду.

Здесь две стороны: как не стать гонителем и как вести себя, когда тебя оскорбляют или хотят убить. Рассматривая этот вопрос, можно обратиться к истории с Харидасом Тх.

 

По существу, тот, кто судит поверхностно, не умея различать божественной природы, распинает Христа в живых существах, не различая истинных верующих.

Это самый главный урок христианства. Это то, чему Иисус учит, принеся себя в жертву.

 

Беседа 4 …Вера и учение бесполезны для спасения, если  жизнь и нравы испорчены. Стр. 89, внизу. Немедленно нужно угашать гнев. Люди хвалят и порицают по мере того, любят ли они или ненавидят. Изображение человека в гневе.

 

Страсть гнева сильна. Гнев – это страсть. А болезнь эта бывает причиною многих зол.

Исследуя природу страсти, можно обратиться к современным теологам, но на сей раз мы уже обратимся к представителям вайшнавской религии. Исчерпывающие описания этой природы мы находим в книге Бхакти Вигьяны Госвами «Манах-шикша» Наставления уму….

 

 

Не делать, а терпеть зло – вот истинное преимущество. Ты же, побеждая, не ищи славы у безумных, (стр.41, вверху), но признавай достаточным для себя иметь славу у людей разумных. Воззри тотчас к Богу, и Он тебя восхвалит. А тому, кто от Него прославляется, не должно искать чести у людей. Честь людская нередко находится в зависимости от приязни людей и от вражды, и во всяком случае не приносит пользы. Напротив, суд Божий чужд такого настроения и приносит прославляемому от бога великую пользу. Итак, к этой-то славе и будем стремиться….

Понаблюдай за гневными… они как пьяные… побивают друг друга, а потом испытывают страх, как бы  еще хуже не было с человеком в результате побоев. А глупейшие из них обвиняют происшествии и лукавых демонов и злой час. Но не от злого часа это происходит, потому что и не бывает никогда злого часа, и не от злого демона это происходит, а от злобы увлечения гневом. Они-то сами и демонов привлекают и всякое зло на себя наводят.

Но сердце, скажет кто-нибудь, от оскорблений возмущается и терзается. Знаю это я. Поэтому и превозношу тех, которые укрощают этого ужасного зверя….почем и рабы, получая от нас тысячи укоризн, все это переносят в молчании? Не потому ли, что и на них наложены те же узы? Так и ты помысли о страхе Божием, о том, что Сам Бог тогда уничижает тебя, повелевая тебе молчать, и ты все будешь переносить кротко. Скажи нападающему на тебя: что я могу сделать? Некто иной удерживает мою руку и язык мой. И эта мысль побудит и тебя и его к благоразумию. Иногда из-за людей мы терпим даже несносные обиды, и говорим оскорбителям нашим: не ты, а такой-то оскорбил меня. К Богу ли не будем иметь даже и такого благоговения? Какое же будет для нас оправдание? Итак, скажем нашей душе: Бог нас уничижает ныне – Бог, удерживающий наши руки, не будем храбриться, и да не будет для нас Бог менее людей досточтим. Вы ужасаетесь этих слов? Но я желаю, чтобы вы страшились не слов только, но и дел. Бог повелел нам не только терпеть, когда нас заушают, но и быть готовыми переносить что-либо и хуже того. А мы напротив с таким усилием сопротивляемся, что не только не бываем готовы на злострадания (терпеть зло), но и стараемся мстить за себя, а часто даже первые поднимаем неправедные руки; считаем себя униженными, если не воздадим тем же. Странно, что мы считаем себя победителями, тогда как терпим крайнее поражение и бываем повержены долу; получая бесчисленные удары от дьявола, думаем, что мы его преодолеваем. Итак познаем, прошу вас, этот род победы, и будем побеждать таким образом. Злострадать значит быть увенчанным. Если мы хотим быть прославлены от Бога, будем соблюдать не обычаи мирских подвигов, и закон, данный от Бога для подвигов духовных; и будем все переносить с долготерпением. Таким образом мы победим и препирающихся с нами, и все, что есть в мире этом, и обетованные блага получим, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, чрез которого и в которым Отцу со св. духом слава, держава, честь и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

 

Поэтому то, как мы можем не нарушать этого принципа – не судить по наружности, – это признавать истинных святых, к каких бы традициям они не принадлежали. И не просто не отвергать их, а славить их и слушать их, как мы внимали сейчас святому  Златоусту, не гнушаясь им просто потому, что он принадлежит к иной традиции.

У Златоуста свое настроение. У каждого святого свое настроение, и общаясь с ним, мы духовно обогащаемся, ибо он неповторимая личность и индивидуальность в Боге. Весьма возможно, особенно родственная и близкая кому-то из нас. Вначале своего духовного развития человек общается с ограниченным количеством преданных Богу людей, но потом это общение и становится все более глубоким, он учится ценить святых, поэтому общается на духовном уровне и со святыми из других традиций, получая от них духовную помощь и благословения. Господь основал этот мир на принципе «единство в многообразии и многообразие в единстве», и мы можем ценить это и радоваться этому. Поскольку это целиком божественный принцип, то, когда мы видим, как он воплощается, это должно радовать нас и приближать к Богу. Как может радовать нас, например,  духовное красноречие Златоуста.

 

Переход к рассуждению о безгневии и принятии всего как приходящего от Господа,

Что бывает только в результате очищения сердца – от жажды материальной наживы и т.п. Бог послал мне это испытание – учит Златоуст.

 

Нам нужно освободиться от того, что стоит за словами «дела его злы», как это описывает Златоуст в своей беседе, где он говорит о безгневии.

 

Иоанн учит тому, что нет ничего небожественного. Всякое испытание есть нечто посланное Господом. Тот, кто преодолеет гнев и обиду, тот поймет это.

 

Крест для тела, для ума и для…

 (откуда это и к чему здесь упомянуто?

 

Грязное сердце спорит с разумом и не дает признать правду.

 

Беседа 4.

 

Не имея такого опыта, человек не может не оскорблять божественность в другом, то есть божественную личность, святого, но святые должны уметь  вести себя так, чтобы делать ВО СЛАВУ ГОСПОДА, а не во славу свою. Иисус Христос показывает здесь, как это делать.

 

Легко сказать: нужно научиться различать божественное, а вот сделать… Разве мало людей мы видим, которые говорят об этом.

Иисус сказал: много людей, которые говорят: Господи! Господи, но… есть много людей, у которых на устах имя Бога, но которые не следуют ему.

 

Есть ли какие-то параллели в истории вайшнавской религии?

Безусловно. Многие вайшнавы становились теми, за кем охотились убийцы. Нитьянанда прабху, Вишванатха Чакраварти Тхакур, Сарасвати Тхакур. ХаридасТхакур.

И Харидас Тхакур тоже учит этому.

 

Как вайшнав ведет себя таким образом, что человеку открывается его божественность? Как завистливое поведение превращается в любовь? Вайшнав умеет менять сердца.

Есть пример Иисуса Христа в этой ситуации. Он их победил своими словами. Они испугались и присмирели. Совесть заговорила. Но не пробило ихние совести до конца. Бессовестные оказались.

 

Тот, кто не преобразился в своей жизни и не научил принимать все приходящее к нему, не может признать чьей-либо божественности. Это и является преградой.

 

Если христиане научатся следовать этому, то есть если они научатся распознавать божественность по делам, то есть следовать не букве, а духу, то и тогда восторжествует истинное христианство. (Когда они проявляют это, то это и есть истинное христианство). То же самое – что касается вайшнавов – когда они поступают так, то это истинный вайшнавизм. Когда они будут поступать как Харидас Тхакур. Надо понять как. Но не теоретически понять, а прочувствовать. Сможешь ли ты прочувствовать это? Если нет, то не напишешь. Если да, то напишешь.

 

Тогда будет истинная вера. В противном случае среди нас будут по-прежнему с одной стороны книжники и фарисеи, а с другой – великие святые, с одной стороны  – распинающие, с другой – распинаемые, избивающие плетьми и избиваемые, гонящие и гонимые – впрочем, вторые – во славу Божию… когда рассуждаешь о славе Божией, вспоминай «Маннах-шикшу», как Госвами Махарадж говорит, что мы хотим. Чтобы все было по-нашему, а не по Богову. Хотим его победить. А нужно мыслить иначе.

 

за те испытания, которые Он посылает. Сейчас читаю о том, как иудеи хотели убить Христа за то, что Он "разорил субботу". Они хотели его убить, но Он их не проклинал, потому что Ему не нужна была Своя слава – Он жил во славу Господа.

 

Сейчас я читаю одновременно об Иисусе и Харидасе Тхакуре, сравнивая их духовное поведение и пытаясь написать об этом статью, и постигаю, каким образом жизнь может быть  устроена «во славу Господа» – это очень нужно понять, чтобы быть самому счастливым, а не воровать чужое духовное счастье.

Я всё не могла прекратить сопротивляться судьбе, поскольку не научилась жить "во славу Господа". Но сердце прильнуло к ВАШЕЙ доброте – и я увидела вход в СВОЕМ сердце, через который можно пройти к такой жизни, как у Иисуса, и принимать всё как приходящее от Бога, даже если чувствуешь себя слегка распятой, то есть отверженной. Хоть это и трудно, нужно уметь быть отверженной\ым во славу Господа. Не только в духовном мире, где так легко видеть, что всё проникнуто любовью Бога, но и в материальном, где это так трудно. Там это так легко потому, что там все уже любят. А здесь это так трудно, потому что людям скорее хочется быть любимыми, чем любить. Но наша истинная природа в том, чтобы наоборот...  Благодаря Вашим письмам за полтора месяца я, с Божьей помощью, немного разобралась в этом.

 

Трудно объяснить на словах, что значит жить во славу Господа, потому что это нужно видеть. Когда мы видим, что кто-то живет ради Бога, смысл этого призыва становится очень понятным нам. Но, так или иначе, тот, кто сам живет во славу Бога, способен описать этот путь и в словах, как, например, сделала Мать Тереза, признанная святой в ХХ веке, в стихотворении «Делай это все равно»:

Люди часто бывают глупы и упрямы,
эгоцентричны и нелогичны.
Все равно прощай их.

Если ты добр, люди будут обвинять тебя в том,
что под маской доброты ты скрываешь корысть.
Все равно оставайся добрым.

Если ты добился успеха,
тебя будут окружать притворные друзья и подлинные враги.
Все равно добивайся успеха.

Если ты честен и прям,
люди будут обманывать тебя.
Все равно будь честным и прямым.

То, что ты строишь годы,
кто-то разрушит за одну ночь.
Все равно строй.

Если ты спокоен и счастлив,
тебе будут завидовать.
Все равно оставайся счастливым.

То добро, которое ты делаешь сегодня,
завтра люди забудут.
Все равно делай добро.

Отдай миру самое лучшее из того, что у тебя есть,
и мир попросит еще.

Все равно отдавай самое лучшее.

Друг мой, в конце концов,
то, что ты делаешь, все равно нужно не людям.
Это нужно только тебе и Богу.

 

Хотя это стихотворение очень просто, последовать высказанным здесь мыслям очень непросто. Сентиментальных людей это стихотворение может слегка вдохновить, но  те, кто по-настоящему предан Богу, знают, что следование таким словам – это громадный труд – в первую очередь, душевный, но и не только.

Материальный мир устроен так, что здесь большинство людей не умеют отдавать любовь, но хотят получать любовь – порой они добиваются любви в ущерб другим, и это-то и лежит в основе многочисленных проявлений несправедливости, глупости и жестокости в этом мире.

Если мы заглянем в «Жития святых», то увидим, что большинство тех, кто был в конце концов признан, при жизни был гоним, оскорбляем, терпел клевету, унижение или становился отверженным.

 Один из примеров – жизнь самого Златоуста, комментарии которого к Евангелию мы рассматривали.

 

Златоуст родился в знатной семье, и, хотя он потерял отца еще в детстве, он получил очень хорошее воспитание у матери, которая была образцовой христианкой.  В юности он учился у знаменитого языческого оратора Ливания. Получив классическое образование, вначале он стал адвокатом, но вскоре отказался от мирской деятельности и стал священником. Он был красноречивым и мудрым проповедником, прославился и стал епископом. Поскольку сам он был добродетелен и его проповедь была направлена на восстановление добродетели в людях, от его проповеди была немалая польза. Но в конце концов нашлись те, кто стал ему завидовать, и их возглавила очень суетная и властная женщина – императрица Евдокия. Она привлекла на свою сторону некоторых священников и, объединившись, они осудили Иоанна на лишение кафедры и изгнание. Когда Иоанн уехал, в ту же ночь произошло сильное землетрясение. Напуганная императрица попросила Златоуста вернуться. Но через некоторое  время она снова предалась страстям и порокам, за что ее осудил Иоанн. Его снова осудили и отправили в ссылку.

«Около трех лет ……… со словами «Слава Богу за все!» (стр. 82-83).

 

Таким образом, божественность

 

 

Но истинные святые умеют отдавать любовь, поскольку черпают любовь в Боге, в своих личных отношениях с Ним.

 

Пример такой духовной жизни, о которой мы сейчас станем размышлять, – пример Харидаса Тхакура, который подвергся избиениям за то, что старался всю свою жизнь посвятить Богу.

Харидас Тхакур родился в 1449 году в Индии.

 

Мы можем видеть, что Харидас Тхакур ведет себя именно так, как советовал Златоуст: терпеливо снося все приходящее как приходящее от Бога. Исполненный любви к Богу, он не гневается в ответ на те испытания, которым он подвергся. И то, что он не переставал быть исполненным любви, преобразило даже тех людей, которые преследовали его.

 

Мы коснулись здесь двух примеров безгрешного поведения – Иисуса Христа и Харидаса Тхакура. Каждый из них учил тому, как обрести любовь к Богу и как вести себя в обстоятельствах, когда эта любовь подвергается испытанию. Мы говорили о двух сторонах духовной жизни: как самому не стать оскорбителем и как поступать тогда, когда тебя оскорбляют. Когда личность способна правильно делать это, проявляются две стороны одного и того же явления: умения признавать божественность. Прежде всего, мы должны суметь признать божественность внутри себя, и тогда мы сможем признавать, видеть божественное начало в других. Если нам случается быть гонимыми и отверженными – значит пришло время испытания любви. Если нас поносят и оскорбляют – значит, мы должны стараться жить не во славу свою, но во славу Господа. И тогда мы сможем увидеть в каждом, с кем встречаемся Того, Кто нас испытует, – нашего возлюбленного Господина. Видеть Его всегда и во всем – это наше единственное спасение. Это единственная истинная добродетель.

 

Ваша слуга Химавати даси

 

 

 

Одно из самых примечательных высказываний такого рода содержится в Евангелии от Луки, в главе 6. Иисус сказал:

 

«Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» и не делаете того, что я говорю?

Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен:

Он подобен человеку, который копал, углубился и положил основание на камне

 


 [Хд1]Он заканчивает самым главным, значит ,это самое главное. Здесь можно ограничиться его словами, без моих комментариев, а потом уже перейти к следующей теме.

Hosted by uCoz