Химавати даси
(Октябрь 2005)
Преданная
позвонила мне и попросила меня помолиться за нее. Она оказалась объектом непорядочного
отношения и интриг. Она собиралась идти к мурти Шрилы Прабхупады, чтобы
молиться, и просила меня помолиться за нее моим Божествам.
Я
представила себя на ее месте и подумала, что в этом материальном мире любой может оказаться в подобной
ситуации. Даже в среде вайшнавов мы можем столкнуться с недоброжелательностью и
непониманием, которые могут быть кратковременными и случайными и все же
доставить реальные страдания.
Хорошо,
если в такие минуты у нас есть к кому обратиться за поддержкой. Но иногда бывает, что нам не к кому обратиться, кроме
Бога. Обычно в трудных ситуациях мы ищем поддержки у друзей и у старших, но
может статься, что друга не окажется рядом, а к старшему мы не сможем
обратиться, поскольку он в это время окажется занят.
Особенность
старших (руководителей и лидеров) в
этом материальном мире состоит в
том, что они бывают постоянно заняты
какими-нибудь важными делами (в нашем случае, строительством храмов, проповедью
и обучением других лидеров), а потому
недоступны.
Хотя
у нас много говорят о необходимости заботы о преданных, заботы как таковой люди
встречают не так уж много. И не всегда у нас есть кто-то, кого мы можем
попросить помолиться за нас, будучи на сто процентов уверенными, что он это
непременно сделает.
Можете
ли вы с полной уверенностью сказать, что есть человек, который часто вспоминает
о вас и молится за вас? А ведь нам это действительно необходимо, поскольку в
материальном мире опасности подстерегают нас на каждом шагу. Чуть ли не каждый
шаг сопряжен с какой-нибудь сложностью, суть которой в том, что нам не достает
духовного зрения – способности видеть во всем Бога.
Поэтому
следующая мысль, которая у меня возникла, –
о том, как важно быть способными ответить на призыв о поддержке, который
обращает к нам другой человек. Как
важно иметь такое сердце, которое было бы способно ответить на подобную
просьбу! Императив «относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к
тебе» имеет огромное значение. Если мы осознаём важность заботы в собственной
жизни, нам нужно научиться проявлять заботу о других. Как же сделать это, если
твое сердце не такое богатое и щедрое?
Мы
слышали от Шрилы Прабхупады, что в материальном мире нет любви. Здесь есть
только вожделение, то есть желание наслаждаться и эксплуатировать. Любовь – это
стихия духовного мира, где Шри Кришна, Верховный Господь, – в центре всего. Там нет злобы и зависти.
Шримати Радхарани, лучшая служанка Кришны, не озабочена тем, как сохранить Свое
положение лучшей, а желает, чтобы у
других тоже была возможность послужить Ее любимому Кришне. Она настроена
поддержать желание каждого служить Ему.
Так
или иначе, в нашем обществе мы можем повстречаться с проявлениями духовного
мира, поскольку Шрила Прабхупада – обитатель этого мира и пришел, чтобы дать
нам возможность перенестись туда. Поэтому мы все-таки встречаемся с заботой и
состраданием. И эти редкостные мгновения, когда любовь Господа Чайтаньи
нисходит к нам, должны стать нежно лелеемыми в нашей жизни.
Я
могу сказать, что встречала в жизни заботу и любовь со стороны старших
вайшнавов, точно так же, как встречалась с проявлениями безразличия и
имперсонализма.
Поскольку
мы не можем рассчитывать на то, что сострадание и любовь будут литься на нас
сплошным потоком из многих источников, мы можем по крайней мере понять, что
нужно очень бережно отнестись к тем источникам любви и сострадания в нашей
жизни, которые не вызывают никаких сомнений. Если хоть раз в жизни, хоть
недолго мы были объектами подлинной любви и заботы, это должно стать бесценным
воспоминанием, которое нужно поместить на трон своего сердца и поклоняться ему,
как проявлению Шримати Радхарани в нашей жизни.
Это
становится моим убеждением по мере того, как я все больше и больше убеждаюсь в
том, что надеяться на непрерывное общение с теми, кто заботится о вас, слишком
трудно. В конце концов, этот человек может оставить этот мир, как сделал Шрила
Прабхупада, или уехать в другую страну или другой город, как это происходило,
когда он еще был здесь, на Земле. Когда Прабхупада в первый раз уехал из
Нью-Йорка в Сан-Франциско, его первые ученики так тосковали по нему, их чувство
разлуки было таким сильным, что они написали ему об этом и он посоветовал им
взять его фотографию и установить ее определенным образом, чтобы, глядя на нее,
они чувствовали его присутствие.
Мало
установить изображение своего благодетеля на алтаре, нужно еще постараться
поместить его на алтарь своего сердца. Я думаю, что наши надежды на
строительство храма Шри Шри
Радхи-Мадхавы в Москве не смогут исполниться, если мы не будем делать
этого, потому что будущий храм – это
место, где будут жить Радха и Кришна. И прежде чем Они займут какое-то
конкретное место на земле, Они должны стать объектами нашей медитации и нашего
служения. Мы никогда не встречались с Ними в этом материальном мире лично, но
мы встречались с Ними, пребывающими в сердцах настоящих преданных. И сердца
этих преданных должны стать объектами нашего поклонения как нечто, откуда
проявляется духовная реальность.
Порой
я раздумываю о том, почему я оказалась разлучена с тем, кто по-настоящему
заботился обо мне (с духовным учителем), и в результате была вынуждена сильно
страдать. Первый ответ: подобные события – это ответ на мои оскорбления. Если
мы не умеем по-настоящему что-то ценить, оно уходит, и нам остается только
сожалеть об этом. Кто из нас умеет по-настоящему ценить духовную реальность? Для этого нужно быть
чистым преданным. И если я не чистая преданная (что безусловно является
истиной), то это значит, что я обязательно потеряю внешние проявления любви
старшего вайшнава (хотя это вовсе не означает, что я не могу быть настроенной сберечь
память о ней).
Второй
ответ на выше сформулированный вопрос: объект твоей любви – один. Это Кришна.
Во Вселенной действует закон, в соответствии с которым мы не можем все время
находиться только рядом с этим объектом. Так или иначе, мы будем общаться с
другими живыми существами. Развивая отношения с ними, мы учимся любить Кришну.
Когда Шрила Прабхупада уходил из этого мира, он сказал своим ученикам:
«Доказательством вашей любви ко мне станет ваше сотрудничество после того, как
я покину вас». Любовь к Кришне
проявляется в любви к людям. И если мы чувствуем, что не испытываем любви
к
людям, то стараемся развить свою любовь к Кришне. В результате наше отношение к
людям становится чище и бескорыстнее. Так мы учимся любить Кришну в обществе
людей. И когда мы научимся любить людей, видя в них Его частички, наше общение
с Ним станет постоянным.
Точно
так же и в отношениях с духовным учителем. Хотя кажется, что он – объект моей
любви, все же эта любовь не так уже чиста, если она не проявляется в заботе об
окружающих меня преданных и искренних молитвах за них. Нужно стараться
поделиться той заботой, которую я получила. Только в этом случае можно
надеяться на новые проявления заботы со стороны моего гуру, поскольку в
противном случае означает, что я ничего не восприняла от него, а потому мне
нечего отдать другим.
Поэтому
естественный вывод из всех этих рассуждений: нужно построить храм для духовного
учителя, который является проявлением Шримати Радхарани в моей жизни, у себя в
сердце, усадить его там на трон и поклоняться ему, видя, каким образом Радха и
Кришна, Их чистые преданные и все остальные живые существа проявляются в его сознании. Если я сделаю это, станут
посильными и конкретные дела в служении Шри Шри Радхе-Мадхаве. Это единственный
способ стать активным помощником в строительстве Их храма в Москве, поскольку
правильное сознание предшествует правильным поступкам.