Мир матушки Химавати - статьи

 

 

Храм Господа в моем сердце с духовным учителем на алтаре

 

Химавати даси (Октябрь 2005)

 

Преданная позвонила мне и попросила меня помолиться  за нее. Она оказалась объектом непорядочного отношения и интриг. Она собиралась идти к мурти Шрилы Прабхупады, чтобы молиться, и просила меня помолиться за нее моим Божествам.

 

Я представила себя на ее месте и подумала, что в этом материальном  мире любой может оказаться в подобной ситуации. Даже в среде вайшнавов мы можем столкнуться с недоброжелательностью и непониманием, которые могут быть кратковременными и случайными и все же доставить реальные страдания.

 

Хорошо, если в такие минуты у нас есть к кому обратиться за поддержкой. Но иногда  бывает, что нам не к кому обратиться, кроме Бога. Обычно в трудных ситуациях мы ищем поддержки у друзей и у старших, но может статься, что друга не окажется рядом, а к старшему мы не сможем обратиться, поскольку он в это время окажется занят.

 

Особенность старших (руководителей и лидеров)  в этом материальном  мире состоит в том,  что они бывают постоянно заняты какими-нибудь важными делами (в нашем случае, строительством храмов, проповедью и обучением  других лидеров), а потому недоступны.

Хотя у нас много говорят о необходимости заботы о преданных, заботы как таковой люди встречают не так уж много. И не всегда у нас есть кто-то, кого мы можем попросить помолиться за нас, будучи на сто процентов уверенными, что он это непременно сделает.

 

Можете ли вы с полной уверенностью сказать, что есть человек, который часто вспоминает о вас и молится за вас? А ведь нам это действительно необходимо, поскольку в материальном мире опасности подстерегают нас на каждом шагу. Чуть ли не каждый шаг сопряжен с какой-нибудь сложностью, суть которой в том, что нам не достает духовного зрения – способности видеть во всем Бога.

 

Поэтому следующая мысль, которая у меня возникла, –  о том, как важно быть способными ответить на призыв о поддержке, который обращает к нам  другой человек. Как важно иметь такое сердце, которое было бы способно ответить на подобную просьбу! Императив «относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе» имеет огромное значение. Если мы осознаём важность заботы в собственной жизни, нам нужно научиться проявлять заботу о других. Как же сделать это, если твое сердце не такое богатое и щедрое?

 

Мы слышали от Шрилы Прабхупады, что в материальном мире нет любви. Здесь есть только вожделение, то есть желание наслаждаться и эксплуатировать. Любовь – это стихия духовного мира, где Шри Кришна, Верховный Господь, –  в центре всего. Там нет злобы и зависти. Шримати Радхарани, лучшая служанка Кришны, не озабочена тем, как сохранить Свое положение лучшей, а желает, чтобы  у других тоже была возможность послужить Ее любимому Кришне. Она настроена поддержать желание каждого служить  Ему.

 

Так или иначе, в нашем обществе мы можем повстречаться с проявлениями духовного мира, поскольку Шрила Прабхупада – обитатель этого мира и пришел, чтобы дать нам возможность перенестись туда. Поэтому мы все-таки встречаемся с заботой и состраданием. И эти редкостные мгновения, когда любовь Господа Чайтаньи нисходит к нам, должны стать нежно лелеемыми в нашей жизни.

 

Я могу сказать, что встречала в жизни заботу и любовь со стороны старших вайшнавов, точно так же, как встречалась с проявлениями безразличия и имперсонализма.

 

Поскольку мы не можем рассчитывать на то, что сострадание и любовь будут литься на нас сплошным потоком из многих источников, мы можем по крайней мере понять, что нужно очень бережно отнестись к тем источникам любви и сострадания в нашей жизни, которые не вызывают никаких сомнений. Если хоть раз в жизни, хоть недолго мы были объектами подлинной любви и заботы, это должно стать бесценным воспоминанием, которое нужно поместить на трон своего сердца и поклоняться ему, как проявлению Шримати Радхарани в нашей жизни.

 

Это становится моим убеждением по мере того, как я все больше и больше убеждаюсь в том, что надеяться на непрерывное общение с теми, кто заботится о вас, слишком трудно. В конце концов, этот человек может оставить этот мир, как сделал Шрила Прабхупада, или уехать в другую страну или другой город, как это происходило, когда он еще был здесь, на Земле. Когда Прабхупада в первый раз уехал из Нью-Йорка в Сан-Франциско, его первые ученики так тосковали по нему, их чувство разлуки было таким сильным, что они написали ему об этом и он посоветовал им взять его фотографию и установить ее определенным образом, чтобы, глядя на нее, они чувствовали его присутствие.

 

Мало установить изображение своего благодетеля на алтаре, нужно еще постараться поместить его на алтарь своего сердца. Я думаю, что наши надежды на строительство храма Шри Шри  Радхи-Мадхавы в Москве не смогут исполниться, если мы не будем делать этого, потому что будущий  храм – это место, где будут жить Радха и Кришна. И прежде чем Они займут какое-то конкретное место на земле, Они должны стать объектами нашей медитации и нашего служения. Мы никогда не встречались с Ними в этом материальном мире лично, но мы встречались с Ними, пребывающими в сердцах настоящих преданных. И сердца этих преданных должны стать объектами нашего поклонения как нечто, откуда проявляется духовная реальность.

 

Порой я раздумываю о том, почему я оказалась разлучена с тем, кто по-настоящему заботился обо мне (с духовным учителем), и в результате была вынуждена сильно страдать. Первый ответ: подобные события – это ответ на мои оскорбления. Если мы не умеем по-настоящему что-то ценить, оно уходит, и нам остается только сожалеть об этом. Кто из нас умеет по-настоящему ценить  духовную реальность? Для этого нужно быть чистым преданным. И если я не чистая преданная (что безусловно является истиной), то это значит, что я обязательно потеряю внешние проявления любви старшего вайшнава (хотя это вовсе не означает, что я не могу быть настроенной сберечь память о ней).

 

Второй ответ на выше сформулированный вопрос: объект твоей любви – один. Это Кришна. Во Вселенной действует закон, в соответствии с которым мы не можем все время находиться только рядом с этим объектом. Так или иначе, мы будем общаться с другими живыми существами. Развивая отношения с ними, мы учимся любить Кришну. Когда Шрила Прабхупада уходил из этого мира, он сказал своим ученикам: «Доказательством вашей любви ко мне станет ваше сотрудничество после того, как я  покину вас». Любовь к Кришне проявляется в любви к людям. И если мы чувствуем, что не испытываем любви

к людям, то стараемся развить свою любовь к Кришне. В результате наше отношение к людям становится чище и бескорыстнее. Так мы учимся любить Кришну в обществе людей. И когда мы научимся любить людей, видя в них Его частички, наше общение с Ним станет постоянным.

 

Точно так же и в отношениях с духовным учителем. Хотя кажется, что он – объект моей любви, все же эта любовь не так уже чиста, если она не проявляется в заботе об окружающих меня преданных и искренних молитвах за них. Нужно стараться поделиться той заботой, которую я получила. Только в этом случае можно надеяться на новые проявления заботы со стороны моего гуру, поскольку в противном случае означает, что я ничего не восприняла от него, а потому мне нечего отдать другим.

 

Поэтому естественный вывод из всех этих рассуждений: нужно построить храм для духовного учителя, который является проявлением Шримати Радхарани в моей жизни, у себя в сердце, усадить его там на трон и поклоняться ему, видя, каким образом Радха и Кришна, Их чистые преданные и все остальные живые существа проявляются  в его сознании. Если я сделаю это, станут посильными и конкретные дела в служении Шри Шри Радхе-Мадхаве. Это единственный способ стать активным помощником в строительстве Их храма в Москве, поскольку правильное сознание предшествует правильным поступкам.

 

Hosted by uCoz