ИНФАНТИЛЬНОСТЬ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ
Химавати
даси . Июль, 2005
Рассуждения, которым я
собираюсь предаться, будут иметь интроспективный характер. Я заметила, что в
моем уме есть нечто, что не вызывает никакого отклика у моих духовных учителей.
Они не отвечают на это, как я ни стараюсь получить их отклик.
Что
же «это» такое, на что они не отвечают? Как я уже сказала, «это» находится в
моем уме. И поскольку ум – большие дебри, которые невозможно точно описать или
обрисовать, я сделаю это с помощью аналогии. Время от времени я чувствую себя
как человек, которого выбросили за борт для того, чтобы он научился плавать.
Некто, бросивший меня туда, – мой доброжелатель. И я знаю, что сам он умеет
плавать. Оказавшись за бортом, я взываю к нему: «Я не умею плавать! Пожалуйста,
вытащите меня! Я тону!» Но он никак не реагирует. Он непреклонен в своем
желании научить меня именно таким образом, и никаким другим.
И
вот я в панике… я глотаю воду… захлебываюсь… ощущаю дуновение смерти
(существования, которое имеет свои пределы). Но никто не бросается мне на
помощь. И тогда я понимаю, что нужно плыть. Нужно двигать руками, ногами, нужно
продвигать свое тело, нужно, видя перед собой берег, устремиться к нему. Нужно
преодолеть это расстояние.
Написав
это, я вспомнила аналогию, которую часто приводил Шрила Прабхупада и которую
неоднократно цитировал в своих книгах мой дикша-гуру.
Шрила Прабхупада говорил, что духовный учитель подобен инструктору, который
дает наставления перед полетом, но каждому придется лететь в своем самолете.
Люди
бывают незрелыми (детьми) и зрелыми (взрослыми). Зрелость означает способность
взять на себя ответственность и за свою жизнь, и за жизнь кого-то еще. Ребенок
на это не способен.
Но,
если исходить из аналогии, которая приведена выше (с самолетом), истинная
духовная жизнь – полет – подразумевает зрелость и взрослость.
Мы
можем видеть вокруг себя множество людей, которые заняты тем, что получают
инструкции перед полетом. Это люди, чья личная ответственность в жизни
невысока. Но некоторые уже «летят». Они наделены большой ответственностью и
обладают сознанием, которое позволяет им справляться с этой ответственностью.
Обобщая
понятое мной в эти минуты, я могу лишь сказать, что иногда гуру вынуждает нас взлететь. Иногда он как бы говорит: «Вот твой
самолет. Лети. Все наставления уже даны. Я буду следить за тобой».
Это
означает, что нам в этот момент нужно отказаться от психологии ребенка, который
желает переложить всю ответственность на папу, сложить руки… и ждать, пока папа
будет тащить его на себе. В результате… мы можем просто камнем полететь вниз.
Нужно отказаться от своей инфантильности. Духовная жизнь – это не игрушка.
Женская инфантильность
К числу наименее
ответственных членов общества принадлежат женщины. Женщина, принявшая на себя
большую ответственность, считается исключением из правила. Нередко по этой
причине их ставят в один ряд с детьми: «Женщины, дети, старики…». В книгах,
которые излагают «ведический подход» к семейной жизни, говорится, что
ответственность за семью лежит на муже. Жене важно быть покорной и послушной.
Ее роль – зависимая. Мужчине отводится в ведической «ячейке общества» роль
мыслителя, а женщине – покорного исполнителя и последователя, который делает,
что ему говорят. Объясняется это слабостью разума женщины, что и ставит ее в
один ряд с ребенком. Таким образом, ее зависимое положение определяется ее
инфантильностью (незрелостью), которая заложена в ее природе.
Однако все эти истины
имеют относительный характер. В их относительности можно убедиться эмпирически,
глядя на современное общество, где «ответственные» женщины встречаются не реже,
чем «безответственные» мужчины.
И мне вспомнилась
конкретная ситуация, в которой Шрила Прабхупада косвенно указал на то, что
инфантильность женщины – понятие относительное, а не абсолютное. Ситуация эта
описана в книге Сатсварупы даса Госвами «Письма Шрилы Прабхупады».
Шрила Прабхупада захотел,
чтобы его нежно любимая духовная дочь, Джадурани, находилась под опекой, и
попросил Сатсварупу даса жениться на ней. Поженившись, они начали разбираться в том, что такое семейная
жизнь в сознании Кришны, и стали задавать ему в связи с этим разные вопросы.
Часто вопросы задавались в письмах.
Сатсварупа Махараджа
приводит в своей книге письмо Шрилы Прабхупады от 20 сентября 1968 года.
Сатсварупа дас, пробывший в сознании Кришны около двух лет, спросил (как он
указывает в скобках, «видимо, по настоянию жены»), являются ли их отношения с
женой вечными. В вопросе была такая подоплека: если эти отношения не являются
вечными, то зачем они вообще нужны? Шрила Прабхупада ответил:
Наши отношения вечны. Но
если кто-то отстает, несмотря на то, что наши отношения вечны, может статься,
что он не встретится с другими в месте назначения. Это как в стае птиц – хотя они
очень сплочены, каждая из них летит по небу благодаря собственной силе. Если
одной из них не хватает сил, другие не смогут удержать ее в небе. Таков закон
природы. До тех пор пока каждый из нас силен в сознании Кришны, нет никаких
сомнений в том, что он сможет лететь по духовному небу, и мы наверняка
встретимся. Поэтому индивидуальная сила – это самое важное. И эта
индивидуальная сила появляется, в том числе, благодаря общению с преданными.
Шрила Прабхупада сказал
это, комментируя брачные отношения. По существу, в соответствии с объяснениями
Сатсварупы даса Госвами к этому письму, Шрила Прабхупада указывает, что успех в
духовной жизни – сугубо индивидуален. Хотя мы черпаем силу в отношениях с
другими, ответственность за то, чтобы достичь точки назначения, лежит на каждой
конкретной личности. И это относится, в том числе, к мужу и жене.
Таким образом, духовная
жизнь подразумевает, что живое существо, в какой бы форме жизни оно ни
находилось, изживает свою инфантильность (незрелость) и принимает на себя ответственность.
Поэтому Шрила Прабхупада
указывал, что современные семьи должны формироваться на принципе сотрудничества
двух людей в сознании Кришны. Но это подразумевает зрелый подход к семейной
духовной жизни, то есть зрелость каждого из членов этой семьи. Если кто-то из
двоих – муж или жена – не является зрелой личностью, то участвовать в
отношениях, которые требуют зрелого подхода, он не сможет. Альтернативой
является брак, в котором кто-то доминирует, а кто-то играет роль, подобную роли
ребенка. Кто-то из духовных лидеров подчеркивает ценность одного из видов
брака, а кто-то – другого, и это очевидным образом определяется уровнем
духовной зрелости тех, кому они призваны проповедовать, тех, с кем они реально
имеют дело.
Зрелость и ответственность
Слово «ответственность»
зачастую ассоциируется со способностью действовать самостоятельно, принимать
правильные решения. Зрелый человек не спрашивает: «А можно я сделаю то, а можно
– это?» Он не колеблется, а принимает решение, с которым остальные соглашаются
и которое воплощают в жизнь. Но, хотя ответственность и воплощается в делах, в
основе всего этого лежит способность правильно мыслить.
Шрила Прабхупада
указывает, что является признаком правильного мышления, в своих комментариях к
«Шримад-Бхагаватам». Он утверждает, что настоящий преданный занимается тем, что
мыслит о своих отношениях с Богом. Таким образом, духовная зрелость означает
ответственность за свои отношения с Богом.
В самом деле, в каком бы
теле ни находилось живое существо – ребенка, мужчины, женщины, старика и т.д.,
– у него есть свобода воли, которая проявляется в том, что оно решает, идти ли
ему к Богу или от Него. Эта свобода воли реализуется в любом положении. Хотя
ребенок находится в зависимом положении, все же, согласно ведическим писаниям,
само его пребывание в материальном мире определяется лишь его собственным
желанием – желанием наслаждаться материальной природой. А его зависимость от
тех или иных родителей и нахождение в той или иной обстановке – влиянием его кармы, то есть его собственными
поступками в прошлой жизни. Таким образом, даже в очень зависимом состоянии,
живое существо не освобождено от ответственности. И эта ответственность
заключена в том, что у него уже есть какие-то отношения с Богом.
Вкус отношений с Богом
называется расой. Раса является
предметом и целью самых главных шастр.
В шастрах рассказывается, как можно
принять ответственность за свою духовную жизнь, установив личные отношения с
Богом.
Хотя бытует выражение
«возложить ответственность», все-таки, если рассуждать об ответственности за
отношения с Богом, это выражение не подходит. Наша ответственность за отношения
с Ним – нечто вечное, что нельзя устранить, чем нельзя поделиться и от чего
нельзя отказаться… Поэтому тот шаг, который должна совершить джива, – это принять на себя
ответственность за свою духовную жизнь, а еще точнее – осознать ее.
Итак, круг моих
рассуждений закончен. Я вспоминаю о том, с чего начала… С аналогии, описывающей
сегодняшнее состояние моего ума, в котором он периодически оказывался на
протяжении некоторого времени: «И вот я в панике… я глотаю воду… захлебываюсь…
ощущаю дуновение смерти (существования, которое имеет свои пределы). Но никто
не бросается мне на помощь. И тогда я понимаю, что нужно плыть. Нужно двигать
руками, ногами, нужно продвигать свое тело, нужно, видя перед собой берег,
устремиться к нему. Нужно преодолеть это расстояние…».
ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА РАССТОЯНИЕ?
Это расстояние, которое отделяет меня от Бога. Используя свою свободу воли, я
создала и продолжаю создавать дистанцию между Ним и мной… никто, кроме меня, не
может взять на себя ответственность за то, чтобы уничтожить это расстояние. Я
должна признать, что мои отношения с Богом реально существуют. Я должна
признать, что не могу уклониться от личных отношений с Ним, просто заменив их
теми или иными проявлениями своей телесной природы. Я должна отвечать за то,
что существует между Ним и мной, к чему все остальные имеют лишь косвенное
отношение.
Иллюзия
Написав это, я осознала,
что же в действительности лежит в основе вышеупомянутой инфантильности. Это
желание предпочесть относительные истины – абсолютным. Это желание предпочесть
какие-то другие отношения – отношениям с Богом. Именно это делает личность
инфантильной. Вместо того чтобы понимать, что спасение наших отношений с Ним
зависит от того, доволен Он нами или нет, я думаю, что мое духовное благополучие
зависит от джив, с которыми я общаюсь
(и которые создают впечатление большего могущества). Но это не так. Хотя
Господь часто действует через Своих преданных, все же Он остается Собой –
единственным и неповторимым. И Он оставляет за Собой право желать вечных
отношений со мной. Он реализует Свое право рассматривать отказ от этих
отношений с моей стороны как личное оскорбление в Его адрес. Он утверждает
всеми способами истину о том, что Он – незаменим и Он – в центре.