ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ НАДЕЛЯЕТ
НАС ПОЛНОМОЧИЯМИ
Каждый человек стремится реализовать себя – иначе говоря, каждый хочет сделать что-то полезное, проявить себя, стать личностью. Женщина рожает ребенка и чувствует, что вместе с этим она выполнила какую-то важную жизненную функцию. У женской природы есть цель. Поэтому ее можно назвать целеустремленной. Эта природа устремлена к деторождению, она направляет женщину к этому, и когда та осуществляет ей предписанное, она испытывает радость. Мужчина старается продвинуться по служебной лестнице, чтобы доказать себе и другим, что он чего-то стоит. При этом он иногда жертвует всем остальным, проявляя бескомпромиссность.
В духовной жизни тоже очень важны целеустремленность и бескомпромиссность. Классический пример целеустремленности – это Арджуна, целящийся из лука. Сыновья Панду и Кауравы обучались искусству стрельбы из лука у Дроны. Однажды Дрона, желая проверить успехи своих учеников, попросил повесить на вершину дерева чучело ястреба, собрал своих учеников на поляне неподалеку от дерева, и, указав на чучело, сказал: "Цельтесь в него, а когда я скажу стрелять, стреляйте".
Первым подошел ближе к дереву и начал целиться Юдхиштхира. Когда он поднял лук и натянул тетиву, Дрона спросил его: "Видишь ли ты ястреба на вершине дерева?" Юдхиштхира ответил: "Вижу". Тогда Дрона спросил: "А видишь ли ты сейчас это дерево, меня и братьев?" Юдхиштхира сказал: "Вижу и дерево, и тебя, и братьев". Тогда учитель сказал: "Опусти свой лук. Тебе не поразить эту цель".
Затем Дрона призвал и испытал точно так же другого ученика, Дурьодхану, и тот ответил подобно первому ученику. А Дрона, недовольный, приказал и ему убрать свой лук. Так целились один за другим его ученики, и все отвечали одинаково, и всех их учитель осуждал. Наконец, очередь дошла до Арджуны. Он взял лук и прицелился в ястреба. Дрона, помедлив мгновение, спросил: "Видишь ли ты ястреба, дерево, меня и других? Арджуна ответил: "Я вижу ястреба, но не вижу ни дерева, ни тебя, ни остальных". А еще через мгновение Дрона спросил: "Что ты теперь видишь?"
И Арджуна ответил: "Вижу только голову птицы, а не ее тело". Тогда Дрона сказал: "Стреляй!" Арджуна пустил стрелу и срезал ею голову ястреба, и она упала на землю. Дрона восхитился своим учеником и призвал всех остальных следовать его примеру.
Точно так же и у нас должна быть только одна цель. Мы должны осознавать, что нашей целью является служение Кришне и что оно может быть дано нам из милости через духовного учителя. Кришна в "Бхагавад-гите" (18.55) говорит: бхактйа мам абхиджанати йаван йаш часми таттватах – "Постичь Меня, Верховную Личность Бога, таким, каков Я есть, можно только с помощью преданного служения". Если Кришна увидит, что у нас есть сильное желание служить Ему, Он дарует такую возможность. Но вначале Он испытает нас, чтобы убедиться в том, что у нас действительно нет никаких других желаний. Через такие испытания прошли все великие преданные, включая Шрилу Прабхупаду. Чтобы выдержать это испытание, нужно отрешиться от всех
эгоистичных интересов. Тот, кто хочет стать слугой Бога, не должен идти на компромисс с Майей. Это означает, что ему нужно изжить в себе различные материальные привязанности.
Это можно сделать, только совершив аскезу послушания истинному духовному учителю. Не пройдя через период аскезы, невозможно вкусить плода этой аскезы. Такая аскеза может быть не очень долгой, но она должна быть очень глубокой. Это должна быть реальная жертва, реальное подвижничество ради своего высшего "я". Если нашей целью является стать слугой Кришны, то духовный учитель очень быстро ответит на наше искреннее стремление и наделит нас духовными полномочиями. Он позволит нам стать полноценными проповедниками, писателями, музыкантами, семьянинами или монахами в сознании Кришны. Он позволит нам стать яркими и ценными духовными личностями. Это произошло, например, с Брахмой, которому на заре творения его духовный учитель, Кришна, велел совершать тапу (аскезу), а затем наделил полномочиями творить материальный мир, в соответствии с природой Брахмы и его желаниями. Шрила Прабхупада в комментарии к "Шримад-Бхагаватам" пишет об аскезе послушания гуру: "Такая аскеза является внутренней энергией Господа и неотлична от Него. Деятельность внутренней энергии проявляется в
том, что у живого существа пропадает привязанность к материальному наслаждению". Вместе с тем живое существо получает полномочия действовать как слуга гуру и Кришны.
Те же, кто пытаются взять на себя полномочия, просто подражая уполномоченным преданным, не смогут добиться в этом успеха. Попытки самоутвердиться в духовной жизни, не дожидаясь того, что полномочия придут к нам через сердце в результате аскезы, посвященной гуру и Кришне, не принесут реальной пользы. Поверхностная или фанатичная проповедь, натянутые или разрушающиеся отношения с родственниками, разочарованные или слабые духом, сбитые с толку последователи – вот к чему приводят такие попытки. Преданное служение нельзя построить на обмане. Тот же, кто пытается быть духовной личностью, не получив всей полноты полномочий от своего гуру, просто обманывает самого себя. В таких людях нет ни подлинной духовной целеустремленности, ни бескомпромиссности.