Интервью с матаджи Химавати.
(Ростовская
газета "Семья Прабхупады" №24, декабрь 2003 г.)
------------------------------------------------------------
- Матаджи
Химавати, не могли бы вы рассказать о своих взаимоотношениях с
духовным
учителем? Вы говорили, что никогда его не видели и, тем не менее,
вы
инициированы, вы выполняете, можно сказать, личное служение духовному
учителю,
переводя его книги.
- Мои отношения
с Сатсварупой Махараджей начались в 1992-1993 годах, когда я
впервые
прочитала книги "Очерки ведической литературы" и
"Прабхупада".
Обычно
говорят, что гуру должен в совершенстве знать науку о Кришне и
обладать
глубокой преданностью Богу и духовному учителю. Таковы критерии,
которыми
мы должны руководствоваться, выбирая духовного учителя. Мне
кажется,
что такими критериями руководствовалась и я, когда выбирала гуру.
Прочитав
первую книгу, я пришла к выводу, что Сатсварупа Махараджа очень
хорошо
изучил вайшнавскую философию, а прочитав вторую книгу, заключила, что
он
обладает глубокой преданностью своему духовному учителю, а иначе он не
смог бы
выполнить такой серьезный труд, как написание биографии Шрилы
Прабхупады,
и сделать свою книгу такой достоверной и трогательной.
В
1993-1994-м годах российский ИСККОН был молодой, было много новых
преданных
и десятки из них хотели принять Сатсварупу Махараджу своим гуру.
Поэтому
многие писали ему письма. Он отвечал, что не собирается приезжать в
Россию
и давать посвящение здесь. Поскольку моя вера была уже обращена на
него, я
не изменила своего выбора.
Когда я
говорю, что моя вера была обращена на него, я имею в виду, что я
верила,
что именно под его руководством смогу достичь высшей цели жизни. В
1994 году
я прочитала "Вступление в молитвенную жизнь", и эта книга
произвела
на меня, как и на многих в то время, очень сильное впечатление.
Шрила
Прабхупада говорит, что нам нужно развить близкие и доверительные
отношения
с гуру. Мне хотелось развить такие отношения именно с Сатсварупой
дасом
Госвами, и ни с кем другим. Желание иметь с ним отношения было
сильнее,
чем желание получить посвящение. И я думала: когда я получу
возможность
общаться с ним, мое главное желание исполнится. И если у меня
будут с
ним хорошие отношения, то он даст мне посвящение в виде исключения.
Так оно
в конечном счете и произошло, хотя на этом пути были и препятствия.
Я
сочиняла письма Сатсварупе Махарадже, но поскольку у меня вначале не было
его
адреса, не посылала их. Просто общалась с ним мысленно и на бумаге. В
1994-м
году у меня появился адрес Гуру Махараджи, и я послала ему несколько
писем,
на которые не получила ответа. Мне было очень тяжело оттого, что я не
получила
ответа. Но у меня были также мысли о том, что Кришна меня
испытывает,
проверяет, насколько сильно я хочу получить общение и милость
Сатсварупы
Махараджи. Поскольку по природе я упрямая, я решила доказать, что
действительно
хочу. Я решила вымолить и выстрадать исполнение своего
желания.
Так я страдала и пыталась молиться Кришне до 1997-го года.
Страдания
были связаны, в частности, с неопределенностью в судьбе. Я не
знала,
достигну ли я желаемого или нет, а если достигну, то когда. Это
вызывало
большое беспокойство. Еще я страдала из-за того, что многие
преданные,
пришедшие в Сознание Кришны вместе со мной, уже получили
посвящение,
а я нет. Большинство получило посвящение у Харикеши Свами, и я
могла
бы сделать то же самое. Но я не видела в этом никакого смысла. К
1997-му
году я стала меньше страдать, научилась немного предаваться Кришне.
А в
1997-м году ситуация наконец разрешилась благодаря преданным.
Региональный
секретарь Джи-Би-Си нашел для меня адрес Сатсварупы Махараджи,
и я
стала с ним переписываться. Гуру Махараджа сообщил, что не получал моих
первых писем.
Я стала писать ему о том, что думаю и делаю, а он, в свою
очередь,
стал меня воспитывать и, в частности, исправлять мои неправильные
представления.
Я
подробно рассказала об этом, потому что думаю, что это может немного
поддержать
тех преданных, которым тоже приходится совершать аскезы, чтобы
достичь
духовных целей, особенно связанных с общением с духовными учителями.
В
подобной ситуации, я думаю, иногда оказываются последователи Мукунды
Госвами,
который в последнее время тоже не приезжает в Россию, а также,
возможно,
последователи некоторых других гуру. Аскеза в гуне благости
вначале
имеет вкус яда, а потом нектара. Мне пришлось несколько лет
испытывать
вкус яда, но когда я стала общаться с Сатсварупой Махараджей, он
всегда
был очень добр, терпим и снисходителен ко мне. Он знал, что я много
лет
ждала возможности общаться с ним.
С
самого начала он написал мне, что считает, что у ученика должна быть
возможность
лично общаться с гуру, видеть его хотя бы время от времени, а он
не
может из-за плохого состояния здоровья путешествовать и давать такое
личное
общение своим ученикам. Он несколько раз предостерегал меня таким
образом.
Он писал: "Ты не можешь рассчитывать, что я буду приезжать в
Россию".
Но я получала от него много духовной поддержки и не думала, что мне
нужно
обязательно видеться с ним. Мне было достаточно того, что я
чувствовала
его личное внимание, заботу и любовь через письма.
Книг
Сатсварупы Махараджи было переведено очень мало, и через некоторое
время я
поняла, что совсем его не знаю. Поэтому я стала пытаться переводить
и
редактировать его книги. Он всегда проявлял и продолжает проявлять очень
большую
заинтересованность в этом. В одном письме он написал: "Таким образом
[переводя
мои книги] ты помогаешь не только себе, но и другим".
- Наверное,
было трудно получить официальное посвящение у Сатсварупы даса
Госвами,
ведь он во многих своих книгах (по крайней мере, в предисловии)
пишет о
том, чтобы преданные из России по поводу принятия его духовным
учителем
к нему не обращались.
- Мне
кажется, я уже ответила на этот вопрос, рассказав свою историю. Гуру
Махараджа
несколько раз испытывал и отговаривал меня, и в конечном счете
уступил
моему желанию стать его посвященной ученицей. Любые наши желания
Кришна
способен исполнить. Говорится, что чтобы обрести любовь к Богу, нужно
только
одно - сильное желание. Точно так же, если вы хотите получить
посвящение
у какого-то гуру, вам просто нужно очень сильно хотеть этого. По
своему
опыту я могу утверждать, что это правда, что быть учеником личности,
с
которой ты в жизни реально не встречаешься, - это ситуация в некотором
смысле
экстремальная. Но зачастую именно экстремальные ситуации помогают
приблизиться
к Богу. Сложности заставляют мобилизовать все силы и искать
единственно-верный
выход. Если ваш духовный путь усеян сложностями, то это
не
мешает, а только помогает обретать духовный опыт.
-
Сколько всего учеников у Сатсварупы даса Госвами в России?
-
Сейчас в России пятеро инициированных учеников Сатсварупы даса Госвами.
Одна из
них - Ишана деви даси - живет в Москве и занимается изданием его
книг.
Она наиболее активна в этом и больше всех распространяет книг
Сатсварупы
Махараджа. Ее всегда можно встретить на крупных фестивалях. Там
она
обычно сидит за отдельным столиком и продает книги Сатсварупа даса
Госвами.
-
Поскольку вы так много времени проводите в контакте с книгами Сатсварупы
Махараджи,
наверное, вы смогли в какой-то мере оценить их и можете помочь в
этом
другим...
- Чем
больше я перевожу книги Сатсварупы Махараджи, тем больше убеждаюсь,
что их
смысл многократно превосходит мой уровень понимания. Когда я училась
в школе
и в институте, нас все время поощряли в том, чтобы высказывать свою
оценку
прочитанному. Сами учителя и преподаватели выступали в роли критиков
и часто
интерпретировали книги разных авторов и давали оценку самим авторам.
И
поскольку меня к этому приучили, у меня было неизжитое желание как-то
истолковать
книги Гуру Махараджа или оценить его личность. Но со временем я
убедилась
в том, что интерпретировать их каким-то образом не только глупо,
но и
вредно. До каждой из них нужно просто дорасти. Что уж говорить о
личности
духовного учителя. Говорить о нем можно только развив такие же
качества,
какими обладает он сам.
- Каким
образом вы поддерживаете взаимоотношения с Гуру Махараджей?
- Я
систематически пишу ему письма, на которые он всегда отвечает. Думаю,
что все
или почти все знают о его плохом здоровье, и хотя я считаю своим
долгом
рассказывать ему о своем служении, я часто делаю приписку в конце,
что ему
необязательно отвечать на мое письмо, но еще ни разу не было случая,
чтобы
он не ответил.
"Поддерживать
взаимоотношения", на мой взгляд, означает не просто общаться
друг с
другом, а поддерживать их правильно, на высоком уровне. Что касается
Сатсварупы
Махараджи, то у него, безусловно, есть квалификация как у гуру,
чтобы
поддерживать со мной отношения, поскольку он выполняет обязанности
иницирующего
гуру уже почти тридцать лет. А я являюсь ученицей всего
несколько
лет, и моя квалификация невысока, поэтому я приняла в качестве
шикша-гуру
одного из русских преданных, который систематически заботится обо
мне и
помогает подняться на уровень хорошего ученика. Я упоминаю об этом,
потому
что пришла к однозначному выводу, что личность Сатсварупы Махараджи
значительна,
а моя собственная малозначительна, а потому самой мне трудно
понять
и оценить его. Но благодаря тому, что мой непосредственный наставник
в
России дает мне наставления, учитывая мою природу, я могу духовно
продвигаться
и у меня появляется некоторое понимание. Также я упоминаю о
своем
шикша-гуру, потому что считаю, что обрела его по милости Сатсварупы
Махараджи
и мой шикша-гуру неотделим от дикша-гуру. В книге Шиварамы
Махараджи
"Шикша-гуру" говорится, что у дикша-гуру и шикша-гуру одно
духовное
тело, и я именно так чувствую и понимаю. Для меня они оба -
проявление
Господа Нитьянанды.
- Я
хочу выразить вам большую благодарность от многих преданных, которых
вдохновляют
книги вашего Гуру Махараджа. Они помогают углубиться, сделать
духовную
жизнь более осмысленной и увидеть ориентиры, благодаря которым мы
сможем
достичь конечной цели. Лично я всегда с большим нетерпением жду новых
книг
вашего издательства.
- Я
очень благодарна за заданные вами вопросы, поскольку когда я пытаюсь
ответить
на такие вопросы, это помогает мне лучше оценить его милость. О
Сатсварупе
Махарадже в России не так уж часто упоминают, по сравнению с теми
гуру,
которые сюда часто приезжают и здесь проповедуют. Поэтому я благодарна
вам за
внимание к его личности. Я думаю, что и он сам, и его книги,
безусловно,
заслуживают большего внимания со стороны преданных.
Поскольку
у нас нечасто говорят о книгах Гуру Махараджа, а мне всегда было
интересно,
что думают о них другие, однажды я написала Бхакти Тиртхе Свами и
спросила
об этом. Он ответил: "Я рад слышать, что ты переводишь книги
Сатсварупы
Махараджа на русский язык. Его книги очень могущественны и очень
личностны.
Большинство преданных увидят, что эти книги оказывают большую
помощь,
но некоторые преданные не смогут оценить его писательский стиль. В
этом
нет никакой проблемы, потому что писатель редко бывает способен угодить
каждому.
Продолжай заниматься этой удивительной работой, и я знаю, что твой
духовный
учитель будет очень доволен, также как и большое количество других
преданных."
- Пусть
Господь Кришна прольет на вас свою милость, всегда занимая вас в
преданном
служении миссии духовного учителя.
-
Большое спасибо. Мне бы тоже этого хотелось.