Интервью с матаджи Химавати.

 

(Ростовская газета "Семья Прабхупады" №24, декабрь 2003 г.)

 

------------------------------------------------------------

- Матаджи Химавати, не могли бы вы рассказать о своих взаимоотношениях с

духовным учителем? Вы говорили, что никогда его не видели и, тем не менее,

вы инициированы, вы выполняете, можно сказать, личное служение духовному

учителю, переводя его книги.

 

- Мои отношения с Сатсварупой Махараджей начались в 1992-1993 годах, когда я

впервые прочитала книги "Очерки ведической литературы" и "Прабхупада".

Обычно говорят, что гуру должен в совершенстве знать науку о Кришне и

обладать глубокой преданностью Богу и духовному учителю. Таковы критерии,

которыми мы должны руководствоваться, выбирая духовного учителя. Мне

кажется, что такими критериями руководствовалась и я, когда выбирала гуру.

Прочитав первую книгу, я пришла к выводу, что Сатсварупа Махараджа очень

хорошо изучил вайшнавскую философию, а прочитав вторую книгу, заключила, что

он обладает глубокой преданностью своему духовному учителю, а иначе он не

смог бы выполнить такой серьезный труд, как написание биографии Шрилы

Прабхупады, и сделать свою книгу такой достоверной и трогательной.

В 1993-1994-м годах российский ИСККОН был молодой, было много новых

преданных и десятки из них хотели принять Сатсварупу Махараджу своим гуру.

Поэтому многие писали ему письма. Он отвечал, что не собирается приезжать в

Россию и давать посвящение здесь. Поскольку моя вера была уже обращена на

него, я не изменила своего выбора.

Когда я говорю, что моя вера была обращена на него, я имею в виду, что я

верила, что именно под его руководством смогу достичь высшей цели жизни. В

1994 году я прочитала "Вступление в молитвенную жизнь", и эта книга

произвела на меня, как и на многих в то время, очень сильное впечатление.

Шрила Прабхупада говорит, что нам нужно развить близкие и доверительные

отношения с гуру. Мне хотелось развить такие отношения именно с Сатсварупой

дасом Госвами, и ни с кем другим. Желание иметь с ним отношения было

сильнее, чем желание получить посвящение. И я думала: когда я получу

возможность общаться с ним, мое главное желание исполнится. И если у меня

будут с ним хорошие отношения, то он даст мне посвящение в виде исключения.

Так оно в конечном счете и произошло, хотя на этом пути были и препятствия.

Я сочиняла письма Сатсварупе Махарадже, но поскольку у меня вначале не было

его адреса, не посылала их. Просто общалась с ним мысленно и на бумаге. В

1994-м году у меня появился адрес Гуру Махараджи, и я послала ему несколько

писем, на которые не получила ответа. Мне было очень тяжело оттого, что я не

получила ответа. Но у меня были также мысли о том, что Кришна меня

испытывает, проверяет, насколько сильно я хочу получить общение и милость

Сатсварупы Махараджи. Поскольку по природе я упрямая, я решила доказать, что

действительно хочу. Я решила вымолить и выстрадать исполнение своего

желания. Так я страдала и пыталась молиться Кришне до 1997-го года.

Страдания были связаны, в частности, с неопределенностью в судьбе. Я не

знала, достигну ли я желаемого или нет, а если достигну, то когда. Это

вызывало большое беспокойство. Еще я страдала из-за того, что многие

преданные, пришедшие в Сознание Кришны вместе со мной, уже получили

посвящение, а я нет. Большинство получило посвящение у Харикеши Свами, и я

могла бы сделать то же самое. Но я не видела в этом никакого смысла.   К

1997-му году я стала меньше страдать, научилась немного предаваться Кришне.

А в 1997-м году ситуация наконец разрешилась благодаря преданным.

Региональный секретарь Джи-Би-Си нашел для меня адрес Сатсварупы Махараджи,

и я стала с ним переписываться. Гуру Махараджа сообщил, что не получал моих

первых писем. Я стала писать ему о том, что думаю и делаю, а он, в свою

очередь, стал меня воспитывать и, в частности, исправлять мои неправильные

представления.

Я подробно рассказала об этом, потому что думаю, что это может немного

поддержать тех преданных, которым тоже приходится совершать аскезы, чтобы

достичь духовных целей, особенно связанных с общением с духовными учителями.

В подобной ситуации, я думаю, иногда оказываются последователи Мукунды

Госвами, который в последнее время тоже не приезжает в Россию, а также,

возможно, последователи некоторых других гуру. Аскеза в гуне благости

вначале имеет вкус яда, а потом нектара. Мне пришлось несколько лет

испытывать вкус яда, но когда я стала общаться с Сатсварупой Махараджей, он

всегда был очень добр, терпим и снисходителен ко мне. Он знал, что я много

лет ждала возможности общаться с ним.

С самого начала он написал мне, что считает, что у ученика должна быть

возможность лично общаться с гуру, видеть его хотя бы время от времени, а он

не может из-за плохого состояния здоровья путешествовать и давать такое

личное общение своим ученикам. Он несколько раз предостерегал меня таким

образом. Он писал: "Ты не можешь рассчитывать, что я буду приезжать в

Россию". Но я получала от него много духовной поддержки и не думала, что мне

нужно обязательно видеться с ним. Мне было достаточно того, что я

чувствовала его личное внимание, заботу и любовь через письма.

Книг Сатсварупы Махараджи было переведено очень мало, и через некоторое

время я поняла, что совсем его не знаю. Поэтому я стала пытаться переводить

и редактировать его книги. Он всегда проявлял и продолжает проявлять очень

большую заинтересованность в этом. В одном письме он написал: "Таким образом

[переводя мои книги] ты помогаешь не только себе, но и другим".

 

- Наверное, было трудно получить официальное посвящение у Сатсварупы даса

Госвами, ведь он во многих своих книгах (по крайней мере, в предисловии)

пишет о том, чтобы преданные из России по поводу принятия его духовным

учителем к нему не обращались.

 

- Мне кажется, я уже ответила на этот вопрос, рассказав свою историю. Гуру

Махараджа несколько раз испытывал и отговаривал меня, и в конечном счете

уступил моему желанию стать его посвященной ученицей. Любые наши желания

Кришна способен исполнить. Говорится, что чтобы обрести любовь к Богу, нужно

только одно - сильное желание. Точно так же, если вы хотите получить

посвящение у какого-то гуру, вам просто нужно очень сильно хотеть этого. По

своему опыту я могу утверждать, что это правда, что быть учеником личности,

с которой ты в жизни реально не встречаешься, - это ситуация в некотором

смысле экстремальная. Но зачастую именно экстремальные ситуации помогают

приблизиться к Богу. Сложности заставляют мобилизовать все силы и искать

единственно-верный выход. Если ваш духовный путь усеян сложностями, то это

не мешает, а только помогает обретать духовный опыт.

 

- Сколько всего учеников у Сатсварупы даса Госвами в России?

 

- Сейчас в России пятеро инициированных учеников Сатсварупы даса Госвами.

Одна из них - Ишана деви даси - живет в Москве и занимается изданием его

книг. Она наиболее активна в этом и больше всех распространяет книг

Сатсварупы Махараджа. Ее всегда можно встретить на крупных фестивалях.  Там

она обычно сидит за отдельным столиком и продает книги Сатсварупа даса

Госвами.

 

- Поскольку вы так много времени проводите в контакте с книгами Сатсварупы

Махараджи, наверное, вы смогли в какой-то мере оценить их и можете помочь в

этом другим...

 

- Чем больше я перевожу книги Сатсварупы Махараджи, тем больше убеждаюсь,

что их смысл многократно превосходит мой уровень понимания. Когда я училась

в школе и в институте, нас все время поощряли в том, чтобы высказывать свою

оценку прочитанному. Сами учителя и преподаватели выступали в роли критиков

и часто интерпретировали книги разных авторов и давали оценку самим авторам.

И поскольку меня к этому приучили, у меня было неизжитое желание как-то

истолковать книги Гуру Махараджа или оценить его личность. Но со временем я

убедилась в том, что интерпретировать их каким-то образом не только глупо,

но и вредно. До каждой из них нужно просто дорасти. Что уж говорить о

личности духовного учителя. Говорить о нем можно только развив такие же

качества, какими обладает он сам.

 

- Каким образом вы поддерживаете взаимоотношения с Гуру Махараджей?

 

- Я систематически пишу ему письма, на которые он всегда отвечает. Думаю,

что все или почти все знают о его плохом здоровье, и хотя я считаю своим

долгом рассказывать ему о своем служении, я часто делаю приписку в конце,

что ему необязательно отвечать на мое письмо, но еще ни разу не было случая,

чтобы он не ответил.

"Поддерживать взаимоотношения", на мой взгляд, означает не просто общаться

друг с другом, а поддерживать их правильно, на высоком уровне. Что касается

Сатсварупы Махараджи, то у него, безусловно, есть квалификация как у гуру,

чтобы поддерживать со мной отношения, поскольку он выполняет обязанности

иницирующего гуру уже почти тридцать лет. А я являюсь ученицей всего

несколько лет, и моя квалификация невысока, поэтому я приняла в качестве

шикша-гуру одного из русских преданных, который систематически заботится обо

мне и помогает подняться на уровень хорошего ученика. Я упоминаю об этом,

потому что пришла к однозначному выводу, что личность Сатсварупы Махараджи

значительна, а моя собственная малозначительна, а потому самой мне трудно

понять и оценить его. Но благодаря тому, что мой непосредственный наставник

в России дает мне наставления, учитывая мою природу, я могу духовно

продвигаться и у меня появляется некоторое понимание. Также я упоминаю о

своем шикша-гуру, потому что считаю, что обрела его по милости Сатсварупы

Махараджи и мой шикша-гуру неотделим от дикша-гуру. В книге Шиварамы

Махараджи "Шикша-гуру" говорится, что у дикша-гуру и шикша-гуру одно

духовное тело, и я именно так чувствую и понимаю. Для меня они оба -

проявление Господа Нитьянанды.

 

- Я хочу выразить вам большую благодарность от многих преданных, которых

вдохновляют книги вашего Гуру Махараджа. Они помогают углубиться, сделать

духовную жизнь более осмысленной и увидеть ориентиры, благодаря которым мы

сможем достичь конечной цели. Лично я всегда с большим нетерпением жду новых

книг вашего издательства.

 

- Я очень благодарна за заданные вами вопросы, поскольку когда я пытаюсь

ответить на такие вопросы, это помогает мне лучше оценить его милость. О

Сатсварупе Махарадже в России не так уж часто упоминают, по сравнению с теми

гуру, которые сюда часто приезжают и здесь проповедуют. Поэтому я благодарна

вам за внимание к его личности. Я думаю, что и он сам, и его книги,

безусловно, заслуживают большего внимания со стороны преданных.

Поскольку у нас нечасто говорят о книгах Гуру Махараджа, а мне всегда было

интересно, что думают о них другие, однажды я написала Бхакти Тиртхе Свами и

спросила об этом. Он ответил: "Я рад слышать, что ты переводишь книги

Сатсварупы Махараджа на русский язык. Его книги очень могущественны и очень

личностны. Большинство преданных увидят, что эти книги оказывают большую

помощь, но некоторые преданные не смогут оценить его писательский стиль. В

этом нет никакой проблемы, потому что писатель редко бывает способен угодить

каждому. Продолжай заниматься этой удивительной работой, и я знаю, что твой

духовный учитель будет очень доволен, также как и большое количество других

преданных."

 

- Пусть Господь Кришна прольет на вас свою милость, всегда занимая вас в

преданном служении миссии духовного учителя.

 

- Большое спасибо. Мне бы тоже этого хотелось.

 

Hosted by uCoz